ЦППКП подводит итоги уходящего года

31 декабря 2012

Достижения прошедшего года:

  1. Достигнута положительная динамика роста числа слушателей по внебюджетным программам повышения квалификации (80 чел. в 2011 году и 480 чел. в 2012 году).
  2. Сохранен высокий уровень качества обучения по всем программам повышения квалификации, а также высокий уровень мотивации слушателей к обучению, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы наших слушателей.
  3. Осуществлен переход к масштабному повышению квалификации школьных учителей (400 педагогов из 46 районов края).
  4. Осуществлено проектирование 22-х программ повышения квалификации на 2013 год для ППС вузов России, преподавателей АлтГУ, педагогических работников образовательных школ, которые вошли в состав конкурсных заявок, соответственно, российского и краевого уровней.
  5. Разработаны программы, которые одновременно отвечают приоритетным направлениям Министерства образования и науки РФ и приоритетным направлениям развития АлтГУ.

Проблемы, которые необходимо решить:

  1. Организация посещаемости программ повышения квалификации преподавателями Университета в условиях осуществления ими одновременной работы со студентами.
  2. Обеспечение возможности прохождения слушателями индивидуальных образовательных траекторий.
  3. Создание модели дистанционного обучения в системе повышения квалификации.  
  4. Разработка и реализация системы мониторинга слушателей программ повышения квалификации.


В 2013 году предстоит:

  1. Расширение международных связей ЦППКП с высшими учебными заведениями Казахстана по реализации программ повышения квалификации для зарубежных коллег.
  2. Продолжение сотрудничества с алтайскими вузами в области повышения квалификации научно-педагогических работников высшей школы.
  3. Привлечение школьных учителей всех районов края к участию в программах повышения квалификации, реализуемых ЦППКП.
  4. Вовлечение института работодателей в процесс профессиональной подготовки выпускников АлтГУ через систему повышения квалификации.
  5. Повышение квалификации преподавателей университета, осуществляющих создание инновационных образовательных программ в рамках НОКа-4.
  6. Формирование у преподавательского корпуса АлтГУ мотивационной, содержательной, операционной и др. готовности к реализации Стратегической программы развития Университета на 2012–2016 гг. через участие их в соответствующих программах повышения квалификации.   

Преподаватели ЦППКП о программах повышения квалификации в 2012 году:

Фроловская Марина Николаевна, д-р пед. наук, профессор факультета психологии и педагогики АлтГУ:

    Центр переподготовки и повышения квалификации уже несколько лет является инициатором проведения программ для преподавателей вузов России. Год 2012 начался моим участием сразу в двух программах для преподавателей АлтГМУ. Вместе обсуждали вопросы основ педагогической деятельности и имиджа преподавателя вуза.
  Профессорско-преподавательский состав участников курсов отличался активным "вопрошанием", способностью вести диалог, аргументировать свою позицию. Мы нашли точки соприкосновения в деятельности врача и педагога, анализируя собственный опыт работы, художественные и научные тексты. Важным для меня оказалось и продолжение взаимодействия с некоторыми преподавателями АлтГМУ по педагогическим проблемам. 
     Всегда с особым отношением готовишься к занятиям по программам, в которых участвуют преподаватели нашего университета, во взаимодействии уточняешь и отдельные вопросы педагогики понимания,  и особенности  диалога со взрослой аудиторией и открываешь для себя коллег родного вуза.
    Новое направление деятельности Центра
повышение квалификации учителей школ края оказалось востребованным и прошло на "ура". Чувствовалось огромное желание учителей узнать что-то новое, переосмыслить известное, иначе взглянуть на педагогическую деятельность. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется", писал когда-то Ф.И. Тютчев. Это так созвучно нашей работе. Но курсы 2012 показали: слово отозвалось у наших слушателей, а для меня участие в работе Центра серьезная школа личностного и профессионального развития. И 2012-й год год педагогических открытий, содержательных встреч, мудрых уроков.
     Хочу, чтобы наша жизнь была полна подарков судьбы и долгожданных гостей. Хочется в новом году забыть про рейтинги и реформы и идти по жизни легко и радостно. И если бы на нашем пути встретилась проблема, то мы бы знали: она всего лишь обертка, под которой спрятан еще один приятный для нас сюрприз.

Ваганов Алексей Владимирович, канд. биол. наук, ст. преподаватель биологического факультета АлтГУ:

  Современные тенденции развития науки и сферы образования все больше размывают роли учителя и ученика. Меняются формы и способы получения и обработки знаний. В этом процессе получения знаний и обмена опытом одну из ключевых ролей играет диалог преподавателей вузов и учителей средних образовательных учреждений. Участие в этом году двух программ по повышению квалификации учителей Алтайского края и преподавателей биологического  факультета на базе ЦПКПП оставило исключительно положительные впечатления. При подготовке курсов  и в процессе их реализации центр создал все условия, чтобы реализация программ для всех сторон – преподавателей и слушателей курсов – были максимально удобными и комфортными. Искреннюю благодарность выражаю руководителю ЦПКПП Ольге Петровне Морозовой и ее коллективу. Без всякого преувеличения, Ольга Петровна очень грамотный организатор, внимательный, ответственный, готовый оказать нужную поддержку и дать полезный свет. Спасибо Вам большое за отличную работу и возможность реализовать себя в таком новом для меня виде деятельности!

Безносюк Сергей Александрович, доктор физико-математических наук, профессор химического факультета АлтГУ:

     В уходящем году мне впервые довелось провести два учебных модуля по программе повышения квалификации «Наномир: законы, явления, применение» для учителей химии и биологии средних общеобразовательных школ Алтайского края. В них были детально рассмотрены вопросы теории, эксперимента и практического использования современных и будущих разработок в области нанонаук. Программа включала в себя теоретическое и практическое освоение учителями различных аспектов преподавания естественнонаучных дисциплин с использованием инновационной приборной базы «Наноэдьюкатор». В продолжение этих мероприятий нами планируется организовать на базе АлтГУ учебно-образовательную площадку «Наноэдьюкатор» для переподготовки учителей в Алтайском крае.

Дронов Сергей Вадимович, кандидат физико-математических наук, доцент математического факультета АлтГУ

    Так получилось, что в ноябре уходящего (2012) года мне посчастливилось осуществлять программу повышения квалификации для учителей математики «Теория и практика решения математических задач высокого уровня сложности» в селе Краснощеково. Деятельность эта для меня (как и для большинства преподавателей нашего факультета) новая: раньше такими курсами занимался исключительно институт повышения квалификации.  Нечто подобное много лет назад мы пытались проводить только однажды, в Михайловке, в рамках работы лицея при нашем университете, но тогда мы столкнулись с прямым противодействием местной районной администрации, и программу пришлось свернуть.
   Мой выезд в Краснощеково (333 километра от Барнаула) был прекрасно организован благодаря работе коллектива ЦППКП. Несмотря на то, что из-за снегопада автобус существенно опоздал и прибыл на место уже  после полуночи, меня встретили, обогрели, пытались даже накормить.
     На следующий день с самого утра начались занятия с учителями. Мне показалось, что основная их масса была очень заинтересованна и неравнодушна (мне кажется, что для учителей математики неравнодушное, творческое отношения к своему предмету вообще характерно).  Поскольку программа предусматривала не только лекции, но и практические занятия по решению задач, немедленно возникло очень живое их обсуждение. Временами мне приходилось даже уговаривать слушателей вести себя не так эмоционально, поскольку занятия происходили в школе и буквально за стенкой шли школьные уроки. «Коллеги, – говорил я, – вы тут всех учеников распугаете». Но мне возразили, что их ученики к такому привычны. Некоторые сожалели, что не смогут провести подобные математические игры у себя в школах,  поскольку их классы состоят всего из 2–3 школьников.

Кравченко Галина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент факультета педагогики и психологии АлтГУ:

   На протяжении четырех лет преподаватели нашего факультета принимают участие в программах повышения квалификации, проводимых ЦППКП АлтГУ. Несмотря на это, опыт работы с учителями общеобразовательных школ у наших специалистов весьма невелик. Ведь школьный учитель – это особый контингент слушателей, требующий высокого уровня профессиональной подготовки преподавателя и применения специализированной методики в процессе его обучения.
   В процессе проведения занятий чувствовалась заинтересованность учителей не только в приобретении нужных знаний, но и в дальнейшем сотрудничестве.

Шапетько Елена Васильевна, канд. биологических наук, доцент, зам. декана биологического факультета АлтГУ:

    Преподаватели биологического факультета уже на протяжении целого ряда лет сотрудничают с Центром повышения квалификации преподавателей. И хотелось бы отметить, что эта работа приносит не только ощутимую пользу учителям, но и огромное обогащение нашим преподавателям. Такой обмен опытом позволяет посмотреть на проблемы школьного биологического образования с другой стороны, определить болевые точки методической работы в школе при изучении биологии и экологии, наметить новые направления сотрудничества. Кроме того, эта работа приносит и большое эмоциональное удовлетворение от общения с такими позитивными людьми, как учителя, готовыми получать новые знания и нацеленными на результат.

Антюфеева Татьяна Валерьевна, канд. геогр. наук, доцент географического факультета АлтГУ:

   Организация программ повышения квалификации для учителей школ является важным направлением, позволяющим осуществлять взаимодействие вуза со средними общеобразовательными учреждениями. В 2012 году географическому факультету совместно с Центром переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений Алтайского государственного университета удалось организовать проведение модуля "Современные тенденции обновления школьного географического образования" для учителей географии. Реализация модуля позволила выявить огромную потребность учителей в проведении программ подобной направленности. Современному учителю необходимо быть в курсе новых направлений в географическом образовании. Реализация программ подобного уровня в дальнейшем будет способствовать укреплению  взаимодействия между средней и высшей школами.

Кащаева Мирра Васильевна, канд. ист. наук, доцент факультета политических
наук АлтГУ:

  В 2012 году мы начали сотрудничество с учителями школ в рамках программы «Формирование готовности школьного учителя к преподаванию курса "Основы религиозных культур и светской этики"». Данное сотрудничество было для нас долгожданным, поскольку кафедра религиоведения и государственно-конфессиональных отношений с 2009 года разрабатывала программу переподготовки и повышения квалификации педагогов школ, и ее воплощение на практике было логичным завершением этого процесса. В рамках программы нам удалось не только достичь основной цели – содействие разработке и реализации курса ОРКиСЭ, но и обменяться мнениями по поводу основных задач образовательного, воспитательного и мировоззренческого характера. Плодотворное сотрудничество с учителями было бы невозможно без активной организаторской и, по сути, маркетинговой работы Центра переподготовки и повышения квалификации Алтайского государственного университета. Данный опыт наглядно свидетельствует о том, что сотрудничество различных подразделений Алтайского государственного университета созидает бренд, необходимый в дальнейшем для реализации образовательных задач в рамках нашего города и края.

Отзывы слушателей:

О.А. Гражданкина, доцент кафедры налогов и налогообложения экономического факультета АлтГУ:

   Большое спасибо авторам читаемых дисциплин и составителям программы. Полученные знания пригодились при подготовке аккредитации.
  Нам приходится самим выступать публично и готовить студентов к выступлениям на научно-студенческих конференциях. Поэтому хотелось бы прослушать программу, направленную на развитие навыков публичных выступлений, особенно с учетом специфики обучаемого коллектива. Успехов Вам и благодарных слушателей!

Б.Л. Грошев, канд. техн. наук, доцент кафедры ПИЭГМУ МИЭМИС АлтГУ:

    Курс произвел очень хорошее впечатление. Организация была на высоком уровне. На основе данного курса повышения квалификации считаю необходимым переработать свои учебные программы с включением инновационных технологий «case study», проектного подхода и использования программ-симуляторов при изучении информационных программ в рамках практических занятий. Несомненно, полезен был для меня цикл лекций о самостоятельной работе студентов.
  
Ю.А. Дягилева, преподаватель кафедры политической истории ФПН АлтГУ:

    Особый интерес у меня вызвали занятия по технологиям кейс-стадий (Т.В. Бобровская), технологиям проектного обучения (Т.С. Федорова). Полученные знания я реализую в собственных учебных программах.
    С благодарностью вспоминаю занятия О.А. Ковалева и Г.В. Кравченко. Я уже работала в системе «Moodle», но возникало много вопросов. Олег Александрович ответил на все вопросы и указал на возможности, которые я раньше не использовала.

Д.В. Игнатьева, канд. экон. наук, доцент кафедры ПИЭГМУ МИЭМИС АлтГУ:

   Хотелось бы отметить интересные и полезные выступления преподавателей ЦППКП Фроловской М.Н. и Лукашевич Е.В., которые рассказывали о собственном подходе к образовательной деятельности в рамках ФГОС, приводили практические примеры, которые могут быть использованы нами в процессе обучения.

К.А. Кирилин, канд. филос. наук, доцент кафедры теории и практики журналистики АлтГУ:

     Полученные знания, умения и навыки я, безусловно, буду использовать в процессе обучения студентов факультета журналистики. Кроме того, я планирую провести небольшой обучающий семинар по использованию инновационных образовательных технологий для преподавателей факультета журналистики. Конечно, многие преподаватели уже используют данные методы в своей работе. Но для того, чтобы делать это профессионально и грамотно, необходима теоретико-методологическая база, которую и дали нам – обучающимся по данной образовательной программе – преподаватели Центра.
   В качестве аттестационного проекта я выбрал разработку и реализацию рабочей программы учебной дисциплины «Проблемы информационной безопасности». Это новый курс, который читается с учебного 2012–2013 гг. магистрантам факультета журналистики второго года обучения. Полученные знания, бесспорно, помогли не только разработать и содержательно наполнить программу, оформить ее в соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3 поколения, но и уверен, помогут реализовать ее, используя инновационные образовательные технологии и методы.

А.В. Корнеева, канд. психол. наук, доцент кафедры иностранных языков экономического и юридического профилей АлтГУ:

   Темы, обсуждаемые на семинарских занятиях, затрагивали различные вопросы реализации учебной программы и отвечали современным требованиям к подаче и актуальности информации, так необходимой нам сегодня. Мои ожидания в отношении обучения по программам повышения квалификации полностью оправдались, поскольку я получила необходимые системные знания в области реализации рабочих программ.

С.В. Макаров, канд. физ.-мат. наук, ст. преподаватель кафедры общей физики АлтГУ:

    Хотелось бы особо отметить фундаментальный научный подход Веряева А.А. На семинарском занятии «Качество образования с позиций компетентностного подхода» он показал, каким образом можно оценить уровень полученного студентами образования в рамках компетентностного подхода. Веряев А.А. предлагает создать эталоны карт компетентности в рамках компетентностного подхода для выявления уровня остаточных знаний студентов путем измерения (сравнения).


С.В. Миронова, канд. социол. наук, доцент кафедры общей социологии АлтГУ:

    В период обучения мною были получены ответы на вопросы, варианты решения которых мне не удалось найти самостоятельно. Большой плюс данной программы в диалоге, в совместной работе по данной программе преподавателей с разных факультетов АлтГУ и других вузов. Эта совместная работа преподавателей обогатила меня новыми идеями и позволила посмотреть с другой стороны на вопросы преподавания.

Н.Ф. Харламова, доцент кафедры ФГ и ГИС географического факультета АлтГУ; Н.Н. Праздникова, доцент кафедры РГТ и РМ географического факультета АлтГУ:

    Выбор программы был обусловлен ее особой актуальностью в связи с предстоящей аккредитацией университета и нашим участием в работе учебно-методической комиссии географического факультета. Полученные сведения о специфике реализации компетентностной модели обучения в образовательном процессе высшего учебного заведения, структуре и содержании рабочей программы учебной дисциплины на основе требований ФГОС, технологиях кейс-стадии и самостоятельной работы студентов, контекстного обучения, а также другие материалы предложенной тематики позволили нам повысить свой образовательный уровень в данном вопросе, что, безусловно, должно положительным образом сказаться на подготовке к проведению аккредитации факультета и университета.

Е.В. Курохтина, ст. преподаватель кафедры иностранных языков гуманитарных факультетов при ФЖ АлтГУ:

    Я очень довольна, что прослушала курс лекций и посетила занятия в рамках данной программы. В очень короткие сроки – две недели – были проведены занятия, насыщенные полезной информацией, которая необходима как для организации учебного процесса, так и для работы со студентами.
    Не могу не отметить высокий уровень профессионализма и индивидуального мастерства преподавателей факультета психологии, а также коллектива сотрудников ЦППКП в целом, благодаря усилиям которых организуются программы повышения квалификации.

 

О.И. Герман, ст. преподаватель кафедры БУАиА АлтГУ:

   Хочу выразить благодарность преподавателям и организаторам программы за полученные знания и хорошо организованную работу в рамках повышения квалификации. За время обучения не только были получены теоретические знания в области дополнительного образования взрослых, но и сформировались навыки по использованию методов образования взрослых, которые могут быть использованы в практической деятельности. 

И.И. Игнатовская, канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного и международного права юридического факультета АлтГУ:

   Данная программа повышения квалификации является чрезвычайно полезной для преподавателей, ведущих занятия по повышению квалификации у практических работников, в частности в нашем Центре повышения квалификации. Программа позволила по-новому взглянуть на некоторые особенности проведения занятий. 

Т.Г. Лущенко, доцент кафедры региональной экономики и управления экономического факультета АлтГУ:

    Комплекс дисциплин подобран удачно, одна дисциплина дополняет другую. Все преподаватели высококвалифицированные, особенно хочется отметить Фроловскую М.Н. и Сафонова А.Г. За организацию и предоставленную возможность обучения отдельно хочется поблагодарить О.П. Морозову.

В.И. Маньковская, канд. юрид. наук, руководитель ЦПК ЮФ АлтГУ:

     Программа, подготовленная ЦППКП АлтГУ, расчитана не только на поддержание соответствующего профессионального мастерства преподавателей, но и на его совершенствование.
      В период с 03.12.2012 по 15.12.2012 слушателям были предложены лекции, семинары, деловые игры, позволяющие каждому преподавателю оценить свои знания в соответствующей сфере и модернизировать их в процессе познания интересных и важных технологий дополнительного образования взрослых. Думается, что важную роль в этом обучении играют занятия Н.А. Яковлевой, направленные на обучение проектированию образовательного процесса в системе дополнительного образования взрослых, занятия О.П. Морозовой, способствующие определению места дополнительного образования взрослых в условиях модернизации системы современного российского образования. Познавательными являются и занятия по коммуникативному взаимодействию участников образовательного процесса (Е.В. Лукашевич), технологии «case-study.
       Все заявленные занятия были успешно проведены при непосредственном содействии директора ЦППКП О.П. Морозовой и методиста С.С. Гилевой на соответствующем для такого уровня занятий организационно-техническом уровне.   

Т.В. Тишкина, канд. истор. наук, доцент кафедры археологии, этнографии и музеологии АлтГУ:

      Занятия по указанной программе оказались чрезвычайно интересными и познавательными. Безусловно, преподавательский состав, читающий лекции, высококвалифицированный, демонстрирующий высокий профессионализм, к которому следует стремиться каждому преподавателю высшей школы.  Позволю себе высказать рекомендации, которые, возможно заинтересуют организаторов. На мой взгляд, в первые дни занятий следует провести тренинг для знакомства курсантов между собой и формирования малых групп в рамках коллектива. Поддерживаю мнение, высказанное одной из коллег при обсуждении результатов работы курсов, что слушатели нуждаются не столько в ознакомлении с теоретическими исследованиями, сколько в овладении психолого-педагогическими методами, в том числе и по развитию мотиваций обучаемых и.т.д.
     Хотелось бы поблагодарить сотрудников ЦППКП за значительную организационную работу по осуществлению программы курсов и доброжелательное отношение к слушателям. 

П.Р. Юсупов, доцент кафедры клинической психологии АГМУ:

     Содержание программы повышения квалификации порадовало своим разнообразием и насыщенностью. За период обучения нам была предоставлена возможность ознакомиться с различными способами обучения. Каждый преподаватель поделился своим профессиональным видением. Проведенные лекции были информативными, семинарские занятия максимально приближенными к реальной ситуации. Почти все занятия проходили в интерактивной форме с элементами проблемных дискуссий.
    Хочется сказать большое спасибо организаторам программы и лично Ольге Петровне Морозовой. 

Т.В. Антоненко, ст. преподаватель кафедры зоологии и физиологии биологического факультета АлтГУ:

  Программа «Информационно-коммуникационные технологии в биологическом образовании и науке» явилась хорошей базой для улучшения качества непрерывного образования преподавателей высшей школы. Она показала междисциплинарный подход к решению многих биологических задач, позволила оптимизировать педагогическую и научную деятельность.
   В целом курс вызвал много положительных эмоций. Особенно понравились занятия Ваганова А.А.

О.В. Ерещенко, ассистент кафедры биологии, биохимии и биотехнологии
биологического факультета АлтГУ:

    Междисциплинарные знания положительно влияют на дальнейший профессиональный рост преподавателей в ВУЗе. Поэтому удачно была выбрана и разработана программа курсов повышения квалификации преподавателей с привлечением специалистов с других факультетов. 


Т.М. Копытина, доцент кафедры ботаники биологического факультета:

     Благодаря данной программе я приобрела новые знания в области технологий сбора и обработки данных многофакторных исследований. Использование интерактивной доски в процессе обучения является очень практичным и плодотворным методом. 

О.В. Филатова, д-р биол. наук, доцент кафедры зоологии и физиологии биологического факультета АлтГУ:

     В целом понравились все лекции. Полезны для моей будущей и настоящей работы лекции А.В. Ваганова. Новыми оказались сведения о программе «Labview», прочитанные А.Я. Сурановым. Мне постоянно приходилось работать с многомерными базами данных. Лекции С.И. Жилина оказались с этой точки зрения очень полезными для меня. Очень понравились лекции А.А. Веряева. Хочется отметить высокий интеллектуальный, культурный уровень преподавателей.   


Д.В. Черных, канд. геогр. наук,  доцент кафедры биологии, биохимии и биотехнологии биологического факультета АлтГУ:

      Программа повышения квалификации преподавателей имеет несколько явных положительных моментов. Во-первых, это попытка упорядочить разноплановую работу специалистов с близкими объектами исследования на основе использования единого инструментария. Во-вторых, у преподавателей появляется возможность познакомиться с той материальной базой университета, которая имеется на текущий момент. В-третьих, это реальная возможность начать процесс усовершенствования учебных курсов в техническом плане, к которому в обычное время не хватает времени подступиться. В-четвертых, обмен мнениями позволяет понять, насколько те или иные технические возможности будут полезны в реальном учебном процессе. Последнее, кстати, чрезвычайно полезно и самим организаторам в плане совершенствования программы. 

  А.А. Шибанова, ст. преподаватель кафедры ботаники биологического факультета АлтГУ:

      Программа была очень полезной, особенно курс Ваганова А.В. В связи с тем, что я преподаю курс «Методика преподавания биологии», было интересно познакомиться с работой интерактивной доски. Программное обеспечение «SMART» очень функционально и может быть успешно использовано для создания лекций. Очень полезно проводить такие программы для слушателей одного факультета. Спасибо.

 

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0