Кейс или не Кейс – вот в чем вопрос!

18 января 2013

В пятницу состоялось заседание рабочей группы по внесению изменений и дополнений в «Положение о рейтинговой системе оценки деятельности научно-педагогических работников и структурных подразделений Алтайского государственного университета».

Работу по совершенствованию системы рейтинговой оценки в АлтГУ продолжила рабочая группа, сформированная приказом ректора от 03.02.2012 №101/п из научно-педагогических работников факультетов, представителей профсоюзной организации и администрации университета. В качестве председателя заседания по поручению ректора выступил и.о. проректора по НИР Тишкин А.А., в качестве основного докладчика – начальник информационно-методического отдела Попов Е.С. Целью заседания стало согласование предложений, вносимых в Положение. Далее этот документ в окончательной редакции будет рассмотрен на январском заседании ученого совета АлтГУ. С его утверждением будет определена система стимулирования научной и педагогической деятельности НПР классического университета на 2013 год.
Сначала разработчики АИС «Кейс» рассказали о новинках, ожидающих пользователей этой системы. Наиболее существенно будет модернизирован модуль «Наука», особенно те формы, которые касаются публикационной активности преподавателя. Например, если статья написана в соавторстве, то запись, которую вносит в Кейс один из участников научного коллектива, автоматически копируется (отражается) в соответствующие разделы других соавторов. Кроме того, планируется более тесная интеграция с базами данных РИНЦ, SCOPUS, WEB OF SCIENCE. Это позволит более оперативно проверять вносимые в Кейс выходные данные о научных статьях и, как следствие, повысит полноту и достоверность информации в системе.
Помимо положительных тенденций, существуют негативные моменты, на которые обратило внимание руководство вуза.
На сегодняшний момент в АИС «Кейс» заложено 244 показателя (имеющих «весовые» значения), оценивающих эффективность работы научно-педагогических работников и структурных подразделений университета. Все 244 показателя объединены в 72 укрупненные группы, из которых только 20 применяются для различных «внешних» отчетов университета (отчеты в Минобрнауку, российские и международные рейтинговые агентства и другие ведомства и учреждения). Любопытными оказались выводы экспертов, сделанные при анализе массива информации по итогам 2012 года. Из всех внесенных данных по итогам деятельности в ушедшем году только 20,7% достижений из всего объема внесенных сведений относится к категории данных, подлежащей внешней отчетности, а все остальные – это так называемые «шумовые показатели», т.е. деятельность, напрямую не связанная с достижением основных показателей эффективности университета.
Собравшимся был представлен список из 8 наиболее проблемных показателей оценки деятельности АлтГУ.

Перечень наиболее значимых показателей для оценки деятельности научно-педагогических работников университета:

  1. Издание учебника с грифом УМО либо Минобрнауки.
  2. Публикация научной статьи в изданиях, включенных в международные базы цитирования (Scopus, Web of Science).
  3. Руководство и участие в выполнении хоздоговорных НИР.
  4. Регистрация объекта интеллектуальной собственности.
  5. Подготовка студентов, опубликовавших научные статьи самостоятельно либо в соавторстве с работниками университета в изданиях, включенных в международные базы цитирования (Scopus, Web of Science).
  6. Подготовка студентов, ставших победителями конкурсов на соискание грантов.
  7. Подготовка студентов, получивших индивидуально либо в соавторстве с работниками университета патенты и свидетельства на регистрацию программ и баз данных.
  8. Подготовка аспиранта, защитившего диссертацию в срок.

Так, за 2012 год в базе данных SCOPUS насчитывается всего 42 статьи, в WEB OF SCIENCE – 33 статьи (при этом если исключить повторяющиеся в данных базах статьи, то их общее количество по итогам 2012 года – всего 46) от почти тысячного научно-педагогического коллектива классического университета. Еще один яркий момент, характеризующий сложившуюся ситуацию, – издание за год в среднем 2–3 учебников с грифом УМО или Минобрнауки РФ.  Напомним, что образовательная деятельность для вуза является основной. И список таких «западающих» результатов по вузу, к сожалению, можно продолжать.
После того как были озвучены эти и другие цифры, характеризующие положение университета, в результате очень заинтересованного и оживленного обсуждения, рабочая группа высказала несколько предложений, которые сводились к выделению особого финансового фонда стимулирования работы по «западающим» направлениям. Кроме того, было предложено разделить все 244 показателя в АИС «Кейс» на четыре группы по степени важности этих показателей для оценки эффективности деятельности университета учредителем и внешними экспертными организациями, с присвоением для данных групп показателей повышающих коэффициентов (при сохранении неизменной шкалы в самой университетской рейтинговой системе); разработать пошаговую программу (комплекс мер) по усилению работы по «западающим» показателям с выделением при необходимости дополнительных ресурсов (на издание, на получение грифа и пр.). Активное участие в обсуждение приняли Г.В.Лаврентьев, О.Н.Колесникова, В.Д.Мансурова, С.В.Дронов, Н.П.Коробкова, В.В.Щербинин, Л.И.Нехвядович, Г.А.Булатова.
Неоднократно члены рабочей группы возвращались к обсуждению главного предназначения Кейса. Что это в первую очередь – универсальный инструмент обеспечения единого внутриуниверситетского мониторинга или механизм стимулирования научно-педагогических работников? Возможно ли эффективное совмещение данных функций? Вполне закономерно возникал вопрос о роли АИС «Кейс» в системе премирования научно-педагогических работников: останется ли он единственным механизмом, регулирующим систему стимулирующих выплат, или станет одним из нескольких подобных механизмов. Окончательный ответ на этот вопрос на заседании так и не прозвучал.
В итоге было принято решение провести еще одно заседание 21 января для окончательного согласования поправок в Положение.

А.В.Шарапов

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0