АлтГУ предлагает новую траекторию развития высшего образования

2 декабря 2014 Отдел по связям с общественностью
Журнал «Эксперт Сибирь» в номере за 1 декабря написал о том, что существующая система высшего образования нуждается в срочной реформе. Таково мнение регио-нальных вузов. В частности ученые Алтайского госуниверситета предлагают свои новаторские подходы в решении этого вопроса.

Когда-то советская высшая школа была одной из лучших в мире. Инженеры и гуманитарии, получавшие высшее образование, без проблем находили «путевку в жизнь». Однако времена сменились, на дворе — капитализм, диктующий свои суровые законы. Но вузы в большинстве своем продолжают жить по старым схемам, подготавливая специалистов, которые лишь в половине случаев оказываются способными и готовыми работать в рамках полученной квалификации. О том, какой должна быть система высшего образования, и как университетам найти общий язык с профессио¬нальным сообществом, журналу «Эксперт-Сибирь» рассказали первый проректор по учебной работе Алтайского государственного университета (АлтГУ), доктор юридических наук Евгений Аничкин и доктор экономических наук, профессор АлтГУ и директор Центра развития, оценки и сертификации квалификаций Алтайского государственного университета Наталья Брюханова.

«Потребности формируют работодатели»

— Один из важнейших сегодня вопросов — это определение стандарта качества для высших учебных заведений.

Евгений Аничкин: — Речь идет не только о высшей школе, но и о системе образования в целом. Мы говорим о том, что сегодня подходы к формированию стандартов качества образования и частично функции его контроля в соответствии с новым законом об образовании перекладываются на профессио¬нальные сообщества и общественные организации.

— До этого Министерство образования и науки определяло, какие вузы готовят хороших специалистов, а какие — не очень хороших?

— Да, практически участие в формировании госзаказа на образовательные услуги принимал только регулятор — Министерство образования и науки. Оно и сейчас формирует аккредитационные и лицензионные требования и контрольные цифры приема, проводит мониторинг вузов. Правда, сегодня мы видим, что государство постепенно отходит от того, чтобы быть единственным заказчиком и контролером в области образования.

«Система до конца не сформирована»

— Какие приняты законодательные акты по передаче функций от центра к регионам в осуществлении экспертного контроля и вынесения некой оценки?

— Это новый закон об образовании 2012 года и конкретно 96 статья, где введен институт общественной и профессио¬нально-общественной аккредитации. Здесь предусматривается активное участие общественных советов в вопросах оценки качества образования и формирования образовательных программ и стандартов. Второй момент — это участие крупных объединений работодателей — регио¬нального, отраслевого и межотраслевого уровней. И это признанные авторитетные представители сообщества. Они должны начинать принимать участие в формировании стандартов и оценке качества образования.

— Кого вы имеете в виду, Торгово-промышленную палату?

— Главный орган, которому отводится эта роль, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). В апреле этого года указом президента России создан Нацио¬нальный совет по развитию квалификации. По сути, РСПП еще в 2009 году подписал соглашение с Министерством образования и науки о сотрудничестве в области образования. Был разработан ряд положений, предусматривающий их активное участие как раз в формировании образовательной системы страны.

— В чем недостатки этой системы профессио¬нально-общественного контроля?

Наталья Брюханова: — Есть один явный недостаток — это нечетко сформулированные потребности общества и профессио¬нальных сообществ к системе образования.

— Что вы имеете в виду?

— Чтобы формировать образовательную программу, нужно иметь четкие критерии — что нужно заказчику, какие нужны компетенции у выпускников. Они должны быть сформулированы, чтобы образовательная система четко понимала, что ей нужно делать, каких специалистов должна готовить, каким набором знаний и навыков должен обладать выпускник, чтобы соответствовать потребностям работодателей. Пока работодатели не сформулировали, чего они хотят. И это не позволяет системе образования понимать свою задачу и, соответственно, выполнять ее качественно.

— Вы об этом говорите, основываясь на всех регионах или только на опыте высшей школы Алтайского края?

— Так происходит в целом по стране. В Алтайском крае происходит постепенное движение образования и работодателей навстречу друг к другу. Необходимо сформировать во всех регионах центр оценки сертификации и квалификации. Мы сейчас идем к тому, что одного диплома об образовании недостаточно, чтобы быть признанным профессио¬нальным сообществом. Это практикуется в большинстве развитых стран. Должна быть сертификация полученных квалификаций. Профессио¬нальное сообщество должно знать, что ты не только освоил образовательную программу, предусмотренную вузом, но и получил соответствующие компетенции, освоил их на том уровне, чтобы признаваться специалистом на рынке труда.

С полным вариантом интервью вы можете ознакомиться на сайте жернала «Эксперт Сибирь».

поделиться
Связано с разделами
https://www.asu.ru/?v=sw0