Портал «Новости Узбекистана» рассказал о сотрудничестве АлтГУ с узбекскими учеными в области алтаистики

13 января 2021 Управление информации и медиакоммуникаций
Интернет медиа-портал «Новости Узбекистана» опубликовал интервью с заведующей кафедрой востоковедения Института истории и международных отношений Алтайского государственного университета (АлтГу) Юлией Александровной Лысенко о важности алтаистики в изучении народов тюрко-монгольского мира и сотрудничестве России с Узбекистаном в области алтаистики.

Интервью состоялось в рамках международной презентации итогов деятельности Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», которая прошла 15 декабря в Алтайском государственном университет.

– В прошлом году прошел I Международный алтаистический форум. На нем присутствовали ученые из множества стран, в том числе из Узбекистана. Расскажите о сотрудничестве России с Узбекистаном в области алтаистики.

– Осенью 2019 года в Алтайском государственном университете действительно состоялся I Международный алтаистический форум, в работе которого приняли участие более 150 ученых-тюркологов и монголоведов из России, стран Центральной Азии, Монголии, Китая, Турции.

На мероприятии было принято решение о создании международной научной коллаборации ученых для проведения совместных междисциплинарных научных исследований в данной области.

Площадкой для объединения стало созданные по итогам Форума Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай».

Узбеки – тюркоязычный народ, а его формирование – сложный и длительный процесс межэтнического взаимодействия. Процесс, который протекал на территории Среднеазиатского междуречья (р. Сырдарья и Амударья), для которого было характерно сближение и частичное слияние оседлого, ираноязычного населения с кочевым, тюркоязычным населением – тюркскими племенами, мигрировавшими в регионе в VI-VII веках.
Поэтому коллеги их Узбекистана проявили определенный интерес к I Международному алтаистическому форуму. И хотя их представительство на Форуме было не так велико, мы надеемся на будущее расширение взаимодействия в данном направлении.

Совместных российско-узбекских исследовательских проектов в области алтаистики пока не много. Более плодотворно развивается сотрудничество в области археологических исследований, связанных с проведением археологических раскопок памятников тюрко-согдийского периода на территории Узбекистана.

– Какие перспективы совместной работы и возможности для коллег-ученых и вузов-партнеров из Узбекистана в АлтГУ?

– До недавнего времени Республика Узбекистан оставалась для нас «terra incognita». Это было связано с внешнеполитическим курсом узбекского политического руководства, направленного на определенный изоляционизм страны и отстраненность от мировых интеграционных процессов, в том числе, гуманитарного сотрудничества.

В последнее время мы наблюдаем отход от данного курса. Узбекистан демонстрирует желание принимать участие в международном научном сотрудничестве. Примером может служить прошедший в начале декабря 2020 года на площадке Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Международный форум ректоров гуманитарных вузов, в работе которого принимали активное участие и узбекских вузы.
Нужно также отметить, что сегодня в Узбекистане действует 10 филиалов российских вузов, 6 из которых были открыты в 2019 году.

Это дает нам основания надеяться, что и тюркологические исследования со временем станут той областью, которая сблизит Алтайский государственный университет с вузами Узбекистана. Так, мы сможем реализовывать совместные проекты и развивать, таким образом, наше гуманитарное сотрудничество.

– Насколько важна алтаистика в изучении народов тюрко-монгольского мира?

– Алтаистика как научная дисциплина начала формироваться еще в XIX веке. Ученые, работающие в данном исследовательском направлении, занимались изучением языков народов Алтая. Собственно, отсюда произошло и название научной дисциплины.

У истоков алтаистики стояли российские ученые Б. Я. Владимирцов, Е. Д. Поливанов, В. Л. Котвич. Значительный вклад в развитие алтаистики внесли немецкие ученые, прежде всего В.В. Радлов.

С разных научных позиций специалисты разрабатывали проблему происхождения материальной и структурно-типологической общности алтайских языков.

Для большинства тюркологов-лингвистов предметом исследования явилось описание строя конкретных тюркских языков, их лексической, грамматической и фонолого-фонетической структуры.

Сегодня, благодаря их научным изысканиям, мы знаем, что алтайская языковая семья включает тюркские языки, монгольские языки, тунгусо-маньчжурские языки. Есть исследования, в которых доказывается включенность алтайскую языковую семью также корейского и японо-рюкюских языков.

С XIX века прошло много времени. И по мере расширения наших представлений об алтайской языковой семье, изменялось и смысловое наполнение термина «алтаистика». Происходил постепенный отход от традиционного, классического его понимания, термин наполнялся новым содержанием и смыслом.
Сегодня под алтаистикой понимают междисциплинарную науку, которая наряду со сравнительными языкознанием алтайской языковой семьи, занимается исследованием истории, материальной и духовной культуры, мировоззрения, этнопсихологии народов тюрко-монгольского мира.

Для изучения народов тюрко-монгольского мира алтаистика как наука, крайне важна, так как помогает сохраниться, преумножить знания об этом мире.

– Какие есть общие стратегии исследований в области алтаистики и тюркологии?

– Центральной исследовательской стратегией в изучении народов тюрко-монгольского мира является теория алтайской языковой семьи с разработкой фонетических соответствий между языковыми подгруппами тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков.

Накопленные в алтаистике значительные фактические материалы по живым тюркским языкам, а также публикация важных и существенных памятников языка и культуры тюркских народов, как древнетюркские орхоно-енисейские рунические памятники и многочисленные древнеуйгурские тексты, «Словарь» Махмуда Кашгарского, «Кутадгу билиг», половецкие памятники, обширные памятники на среднеазиатском пространстве, углубленные исследования по топонимике и ономастике, этимологии и широкое применение сравнительно-исторического метода – все это позволило к настоящему времени определить рамки алтайской семьи и ее внутреннюю конфигурацию. Мы смогли выявить фонетические соответствия и найти лексические схождения, которые позволяют говорить об алтайских языках как едином целом.

Это на сегодня, пожалуй, сама главная теория, которая позволяет нам говорить об общности происхождения народов тюрко-монгольского мира и мощных процессах межэтнического взаимодействия между ними на разных исторических этапах.

Данная теория сегодня является основой для изучения историко-культурного наследия народов тюрко-монгольской семьи. Как правило – это сравнительные исследования, которые позволяют находить общие и особенные черты материальной и духовной культуры отдельных тюркских и монгольских народов.

Версия для печати
поделиться