Без лишней строгости. Дирижер капеллы АлтГУ Николай Лазовский рассказал, каково это — руководить хоровым коллективом

16 сентября 2023 Надежда Тиунова / altapress.ru
Фото: vk.com/capella_altsu

Главный руководитель и дирижер Молодежной академической хоровой капеллы АлтГУ Николай Лазовский дал большое интервью altapress.ru. Напомним, в этом году старейший коллектив вуза отметил 45-летие.

Трудно сказать, за что именно любят Николая Лазовского. За уникальную способность незаметно подкладывать в карманы студентов конфетки или за знаменитое «Талантище!» в ответ на любую хорошую идею. Ясно одно: если ты — человек обычный, то вряд ли можешь быть художественным руководителем и дирижером хоровой академической капеллы Алтайского государственного университета — большого и разношерстного коллектива с огромной историей.

— У вас же не было в детстве мечты руководить хором? Мальчики вряд ли о таком мечтают.

— Я 12 лет играл в хоккей. И в детской, и в юношеской командах выглядел красиво. Конечно, ни о каком дирижировании и мысли не было. После школы надо было что-то делать, но было понятно, что я ничего не умею, кроме как в хоккей играть и песни петь. Год проучился в музучилище и ушел в армию. А после армии восстановился, но не на второй курс, а еще раз на первый. Это было начало 1990-х — разруха и неразбериха, лучше уж, я подумал, учиться: стипендию платят, талоны на питание дают.

Меня, когда я из армии пришел, тут же взяли в городской хор. И в училище мы что-то пели, но так — по интересам. О том, что я буду профессионально руководить хором, не было и речи. Хотя у меня в то время до семи штук работ было. И везде я пел или преподавал пение. Если бы мне в начале 2000-х кто-то сказал, что я буду дирижером, я бы гомерически расхохотался ему в лицо.

Но в 2002 году руководитель капеллы Рафаэль Галямов пригласил меня хормейстером. Я очень хотел эту работу. И вот в октябре будет 21 год, как я тут. Хоровая капелла была создана в 1977 году, это коллектив с огромной историей.

Лет 15 назад мы еще вынуждены были с Галямовым каждый месяц писать акт приема-сдачи непонятно чего, чтобы зарплату получать. Мы же совместители. Однажды не заполнили бумажку, потому что с городским хором на гастроли уехали, и на два месяца без зарплаты остались. В общем, мы умоляли устроить нас хоть куда-нибудь, хоть в хозяйственную службу. В итоге нас «отдали» в Центр творчества и досуга. У меня сейчас должность мощно звучит — заведующий сектором музыкального просвещения.

— Сейчас идет набор в капеллу, и прийти в нее могут все желающие. Она всегда была открытой?

— Какое-то время, еще в самом начале, в ней пели только студенты и педагоги, но появлялись и так называемые иллюстраторы — профессионалы, которые приходили для усиления состава.

Сейчас подавляющее число капеллан — также студенты. Многие из них оканчивают университет, но продолжают петь у нас еще долгие годы. Любой человек может прийти в капеллу и попробовать свои силы. Нашим студентам мы вообще никогда не отказываем. Даже если они совсем не подходят, какое-то время мы работаем индивидуально, а затем человек становится в хор.

— Как проходит прослушивание?

— Сначала я просто говорю с человеком. Это занимает буквально минуту. Чтобы его как-то не смущать и разрядить обстановку. За это время я успеваю понять, нет ли у него речевых патологий.

Это делается не для того, чтобы потом никто не крикнул: «А-а-а-а, он шепелявит. А-ха-хаа!». Такого не будет, но дело в том, что люди приходят на прослушивание как на экзамен, очень смущаются и боятся. И в кабинете всегда есть народ, который смотрит на гостя, отчего тот еще больше зажимается. Те, кто остается, быстро понимают, что у нас тут не настолько все серьезно и сердито, как может показаться.

Потом нужно будет просто повторять ноты за мной, посмотрим «до какого места» человек может петь, то есть широту диапазона. Это еще пять минут. И все — человек в капелле.

Узнать о том, какая физическая и психологическая подготовка требуется хористам и как педагогу быть со всем хором «в унисоне», читайте на сайте altapress.ru.

Сейчас идет запись в хоровой коллектив. Можно подойти перед репетицией во вторник или четверг до 17:45 либо договориться о прослушивании в любой другой день с Николаем Сергеевичем Лазовским (+7 905 981-63-82). Задать интересующие вопросы и записаться на прослушивание можно также, написав Марии Зятниной (+7 961 990-83-17 WA).
поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0