
Интервью «ЗН» в честь юбилея ИМИТ дал первый декан физико-математического факультета АлтГУ, почетный профессор университета, доктор физико-математических наук Юрий Мальцев.
– В 1973–1974 годах организовывался Алтайский государственный университет. Ректорат университета сделал ставку на кадры из Института математики Сибирского отделения Академии наук и Новосибирского госуниверситета, и мне кажется, что они не прогадали: приезжали молодые с хорошим настроем, что и определило будущее матфака, – вспоминает Юрий Мальцев.
Юрий Мальцев заведовал кафедрой алгебры и математической логики с октября 1975 года, а с 1976-го по 1979-й он был еще и деканом физико-математического факультета АлтГУ, который появился при разделении факультета естественных наук. Математическое образование в Алтайском госуниверситете пришлось развивать с нуля – не было ни учебных программ, ни литературы. У Юрия Николаевича даже была идея копировать самые нужные книги из библиотеки Института математики в Академгородке. Но со временем проблема решилась – книги и учебники присылали из Москвы.
– Тогда же, в 70-х, мы заложили математические традиции в АлтГУ – не только фундаментальные основы, но и «прикладные»: празднование 1 апреля Дня математика, играли раз в неделю в баскетбол, бывало, и со студентами.
Юрий Николаевич, помимо прочего, и основоположник физико-математических классов на Алтае. Он смог убедить краевую партийную верхушку в необходимости открытия подобных классов при университете, и в 1978 году на базе школы-интерната № 3 (ныне Лицей № 3) были открыты физико-математические классы. Об этом в своих воспоминаниях «Как создавались физматклассы в АлтГУ» рассказали Юрий Николаевич Мальцев, первый ректор АлтГУ Василий Иванович Неверов и другие причастные к этой истории люди.
С 1993 по 1994 годы Юрий Мальцев был профессором в бразильских университетах, в городах Бразилиа и Сан-Паулу.
– В 1990-е годы в вузах была тяжелая обстановка – неопределенность по поводу будущего, низкие зарплаты. Даже редакция Notices of the American Mathematical Society посвятила целый номер патовой ситуации с математиками в Советском Союзе, предлагая помочь с трудоустройством на Западе. Ко мне обратился профессор столичного бразильского вуза Саид Сидки с предложением приехать на работу в его университет на год. Для устройства на работу нужно было предоставить рекомендации, я получил их от трех математиков с мировыми именами: лауреата Филдсовской премии профессора Ефима Исааковича Зельманова, моего студента из Новосибирского госуниверситета, одногруппника профессора АлтГУ Евгения Дмитриевича Родионова, моего научного руководителя профессора Леонида Аркадьевича Бокутя и от профессора Нараина Гупта из Канады. Когда я устроился на работу, моими коллегами стали такие же ученые, как и я: из Москвы, Перми, Харькова. Но среди них я был первым математиком. Проработал в Бразилии ровно год – с октября 1993-го по октябрь 1994-го. Пришлось вернуться на родину из-за некоторых семейных проблем, думал, смогу их решить и снова уехать, но оказалось так, что я остался в России. С того момента и до 2009 года работал заведующим кафедрой алгебры и теории чисел.
Интервью полностью можно прочитать по ссылке.