Ральникова Ирина Александровна

  • подразделение институт гуманитарных наук
  • должность профессор кафедры общей и прикладной психологии
  • ученая степень доктор психологических наук
  • ученое звание профессор
  • офис г. Барнаул, пр. Ленина, 61, каб. 311Л
  • телефон (3852) 29-81-90

Преподаваемые дисциплины

  • Итоговая аттестация по дополнительному профессиональному модулю "Soft Skills современного педагога"
  • Итоговая аттестация по дополнительному профессиональному модулю "Психолого-педагогическое сопровождение семьи"
  • Практики психологического консультирования и супервизии
  • Проектная деятельность социального педагога
  • Психологическое консультирование
  • Социальная психология
  • Социально-психологический тренинг
  • Супервизия

Наименования и коды направлений / специальностей, в реализации которых участвует преподаватель

  • 37.03.01. Психология
  • 37.03.02. Конфликтология
  • 37.04.01. Психология
  • 37.05.01. Клиническая психология
  • 37.05.02. Психология служебной деятельности
  • 42.03.02. Журналистика
  • 44.03.02. Психолого-педагогическое образование
  • 44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
  • 45.03.01. Филология

Образование

  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии (1994 г.). Специальность: Психолог, преподаватель психологии. Аспирантура факультета психологии МГУ (1997 г.)
  • Кандидатская диссертация по теме «Представления о жизненных перспективах старшеклассников в контексте субъективной картины жизненного пути» по специальности 19.00.05 – Социальная психология, Москва, МГУ, 1997 г.
  • Докторская диссертация  по теме «Перестройка системы жизненных перспектив человека в контексте переломных событий» по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии, Томск, ТГУ, 2012 г.

Повышение квалификации и переподготовка

Сведения о повышении квалификации (за последние 3 года)

  • Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин (2022, Иннополис)
  • Противодействие коррупции в организациях, создаваемых для выполнения поставленных перед федеральными государственными органами (2022, Барнаул)
  • Цифровая среда: новые компетенции педагога (2022, Барнаул)

Сведения о профессиональной переподготовке

  • Преподаватель высшей школы (2022, Барнаул)

Почетные звания и другие заслуги

  • Диплом победителя конкурса грантов (2000 г.);
  • Почетный диплом лауреата VIII конкурса Европейской академии для молодых ученых России по разделу «Гуманитарные науки» (2001 г.);
  • Почетная грамота за вклад в развитие университета (2008 г.);
  • Почетная грамота за выдающиеся успехи в научно-исследовательской деятельности (2007 г.);
  • Почетная грамота за активное участие в развитии факультета (2003 г.);
  • Благодарственное письмо от администрации г. Барнаула (2009 г.);
  • Благодарственное письмо от Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования (2007 г.);
  • Почетная грамота за многолетний добросовестный труд в системе образования и наук (2013 г.);
  • Диплом III степени в  номинации «Лучшее научное издание» в I Международном конкурсе «Лучшая книга по психологии» (2016 г.);
  • Благодарность за проведение открытых лекций (2016 г.);
  • Свидетельство о занесении в Галерею почета Алтайского государственного университета в 2017 г.;
  • Почетная  грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2018 г.).
  • Поддержка проектов в форме грантов:
    1. РГНФ: № 97-03-0435, «Социальная логотерапия как научная дисциплина, учебный предмет и технология социального управления», 1997–1998,
    2. РГНФ: № 99-06-00142, «Психологические механизмы формирования жизненной перспективы старшеклассников в контексте жизненного пути», 1999–2001,
    3. РГНФ: № 02-06-00034а, «Основные тенденции взаимосвязи структуры ценностно-смысловых образований и специфики переживания времени жизни личностью в ситуации "множественного кризиса"», 2002–2003,
    4. РФФИ: № 96-15-98629, «Социология жизненных сил человека», 1997–1999,
    5. РФФИ: № 00-06-80455-а, «Регион экологического неблагополучия как объект социально-психологического исследования», 2000–2002,
    6. РФФИ: № 99-06-80455-а, «Социальные изменения на рубеже XX–XXI веков: историко-культурные и актуальные политико-экономические основания трансформации представлений о социальной справедливости, 1999–2001,
    7. РФФИ: № 01-06-06013, Программа поддержки молодых ученых, 2001,
    8. Минобразование РФ: № 89, Исследование психологических проблем здоровья населения региона экологического неблагополучия, 1998–1999,
    9. Минобразование РФ: № 58, «Социальная безопасность и социальные риски воспроизводства девиаций: проблемы взаимообусловленности в современных нестабильных социально-экономических условиях», 2009–2011,
    10. Минобразование РФ: № 5.4482.2011, «Психологическая адаптация человека к экстремальным ситуациям», 2011– 2014,
    11. РФФИ № 17-36-00023,  Конкурс поддержки молодых ученых 2017 года «Жизненные перспективы человека в изменяющемся мире», 2017–2019,
    12. Грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 17-2-001568, «Создание благоприятных условий развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями – дело общее», 2018.
  • Участие в разработке и осуществлении программ  переподготовки:
    • Программа профессиональной переподготовки «Технология психологического тренинга в бизнесе» (1100 часов) (2016–2017 гг.; 2017–2018 гг.)
    • Программа профессиональной переподготовки «Психолог в социальной сфере» (1100 часов) ( 2017–2018 гг.)/

Диссертации, защищенные под руководством

  • Гурова Ольга Сергеевна, «Психологические особенности планирования жизненных перспектив участниками локальных войн», 2004;
  • Шмыкова Ирина Владимировна, «Ценностная обусловленность психологического времени женщин с пищевой аддикцией», 2005;
  • Ипполитова Елена Александровна, «Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни», 2005;
  • Шмакова Светлана Сергеевна, «Особенности временной трансспективы матерей детей-инвалидов», 2008;
  • Чучкова Галина Сергеевна, «Интернет-коммуникация как фактор личностного развития (на примере общения в чатах)», 2008;
  • Смирнова Яна Константиновна, «Суверенность как предиктор временной трансспективы подростков, оставшихся без попечения родителей», 2015.

Профессиональные интересы

  • психологическая терапия,
  • психологический тренинг,
  • жизненные перспективы человека,
  • психология межличностных отношений,
  • психология общения.

Профессиональная деятельность

Публикации

монографии

  • Ральникова И.А., Гурова О.С., Ипполитова Е.А.  Жизненные перспективы молодежи в условиях социальных изменений: монография. – Барнаул, 2018.
  • Жизненные перспективы современных женщин: надежды, опасения, риски: монография / И.А. Ральникова, О.С. Гурова, С.С. Даренских, Е.А. Ипполитова, Г.Ф. Кроян, Я.К. Смирнова / под общ. ред. Е.А. Ипполитовой. – Барнаул, 2020.

учебные пособия

  • Методы изучения и коррекции жизненных перспектив личности: учебное пособие / И.А. Ральникова, О.С. Гурова, С.С. Даренских, Е.А. Ипполитова, Г.Ф. Кроян; под общ. ред. О.С. Гуровой. – Барнаул, 2020.
  • Шамардина М.В., Ральникова И.А., Петухова Е.А. Психология характера. – Барнаул: АлтГУ, 2020.

научные статьи ВАК

  • Лужбина Н.А., Ральникова И.А., Васильева Е.В., Любимова О.М. Копинг-стратегии юношей в контексте эмоционального интеллекта // Человеческий капитал. – 2019. –  № 8 (128).
  • Янова Н.Г., Ральникова И.А., Лужбина Н.А. Культурная компетентность психолога: вопросы диагностики и консультирования // Человеческий капитал. – 2020. – № 7 (139). – С. 167–180.
  • Ральникова И.А.,  Шамардина М.В.  Социальная тревога как фактор становления субъективной картины жизненного пути в период нормативного кризиса юности // Психолог. – 2020 - №2. – С. 15-30.
  • Ральникова И.А. Динамика адаптивности мужчин и женщин, переживающих переломные события в процессе психологической коррекции // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 2 (36). – С. 170–180.
  • Воронцов А.В., Ральникова И.А. Копинг-модели принятия решения в опасных условиях выполнения профессиональной деятельности руководителями и членами ОГ в муниципальных образованиях // Научно-практический бюллетень. Специальный (научный) выпуск Национального антитеррористичекого комитета. – 2021. – №10 (60). – С. 173–184.
  • Ральникова И.А. Психологическая готовность специалистов к работе в инклюзивной среде: контекст профессиональной деформации // Психология обучения. – 2021 – №3. – С. 71–82.
  • Ральникова И.А., Савельева Т.И. Эмоциональное выгорание и профессиональные деформации педагогических работников сферы инклюзивного образования // Педагогика и психология. – 2021. – №3 (48).

научные статьи WOS, SCOPUS

  • Ippolitova E.A., Gurova O.S., Ralnikova I.A. Family  prospects  of  Russian  youth  in  conditions of social change // SHS Web of Conferences. Volume 55, 2018. International Conference on Advanced Studies in Social Sciences and Humanities in the Post-Soviet Era  (ICPSE 2018). Barnaul, Russia, May 25–26, 2018. https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2018/16/shsconf_icpse2018_02002/shsconf_icpse2018_02002.html.
  • Ralnikova I., Smirnova Y. Life prospects of the unemployed: invariant and variable components in the prism of the last decade (2009–2018) // SHS Web of Conferences. Volume 55, 2018.International Conference on Advanced Studies in Social Sciences and Humanities in the Post-Soviet Era  (ICPSE 2018). Barnaul, Russia, May 25–26, 2018. https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2018/16/shsconf_icpse2018_02028/shsconf_icpse2018_02028.html.
  • Ralnikova I., Shamardina M. Youth  personal  identity as a factor in the formation of a time perspective // SHS Web of Conferences. Volume 55, 2018.International Conference on Advanced Studies in Social Sciences and Humanities in the Post-Soviet Era  (ICPSE 2018). Barnaul, Russia, May 25–26, 2018. https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2018/16/shsconf_icpse2018_02031/shsconf_icpse2018_02031.html.
  • Ральникова И.А., Смирнова Я.К. Временные установки современных мужчин и женщин // Российский психологический журнал. – 2018. – т. 15. – № 4.
  • Darenskikh S., Ralnikova I., N. Luzbina. Contemporary  transformations  of  aggressive  behavior: insights from a border region // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 364.International Conference on Sustainable Development of Cross-Border Regions: Economic, Social and Security Challenges. http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0
  • Yanova N, Ralnikova I. A mental territory map and secure borders // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 364. International Conference on Sustainable Development of Cross-Border Regions: Economic, Social and Security Challenges. http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0.
  • Ralnikova I.A., Luzhbina N.A., Gurova O. S., Darenskikh S. S. Attitudes to the Personal Future of Boys and Girls with Different Degrees of Social Anxiety and Social Fears //«International Scientific and Practical Conference on Education, Health and Human Wellbeing». Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 396. https://www.atlantis-press.com/proceedings/iceder-19/articles.
  • Гаськова Ю.В., Ральникова И.А. Жизненные перспективы в сфере профессиональной деятельности у студентов, осваивающих творческие специальности // Сибирский психологический журнал. – 2017. – №65.

https://www.asu.ru/?v=sw0