Виртуальный Гербарий АлтГУ стал самой крупной цифровой коллекцией растений Алтая в мире

3 октября 2023 Управление информации и медиакоммуникаций
Фото к анонсу: https://ru.freepik.com/author/8photo

Ученые АлтГУ создают уникальную цифровую коллекцию растений Алтая, где будут представлены все известные и новые виды. Всего на Алтае около 2700 разнообразных видов растений, из них около 300 эндемичных (встречающихся только на определенной территории). И лекарственные, и сорные растения, а также перспективные для науки, проект виртуального гербария – это что-то вроде «глобальной инвентаризации» флоры нашего региона.

Ученые отмечают, что дикая флора Алтайского края и прилегающих территорий высокогорного Алтая – базовый природный актив и генетический резерват. Этот национальный ресурс обладает высочайшим потенциалом в решении социальных задач экологической и продовольственной безопасности, а также способен обеспечить технологическую независимость страны и региона.

Наличие сведений о генетических ресурсах растительного разнообразия является стратегической задачей для алтайского макрорегиона и России в целом. Важным моментом является перепроверяемость и общедоступность сведений.

Оцифровка естественнонаучных коллекций поможет систематизировать коллекционные фонды и упростит доступ к ним. Данные (этикеточные сведения, сведения по последовательностях ДНК, геопривязки и цифровые копии гербарных листов) хранятся на севере АлтГУ, открыто через сеть Интернет они доступны всем заинтересованным пользователям для обработки и анализа.

«В связи со стремительным развитием цифровых технологий и «лавинообразным» накоплением больших данных в науках «Life Sciences» именно сегодня проекты по «цифровому следу» биоресурсного потенциала тех или иных территорий набирают свою пиковую популярность», – рассказывает научный сотрудник Южно-Сибирского ботанического сада АлтГУ Алексей Ваганов. – Наш коллектив проиндексировал в GBIF (Глобальный информационный фонд по биоразнообразию) к середине 2023 года новый пакет данных объемом более 6600 записей в ключевой датасет (коллекция данных) «Virtual Herbarium ALTB (South-Siberian Botanical Garden)», на подходе этой осенью второй соразмерный набор данных. Итого к окончанию 2023 года мы ожидаем более 60 тыс. записей в GBIF от ALTB».

Возросло и число самих наборов данных от АлтГУ (профиль АлтГУ, как оператора данных в GBIF). В их число в этом году кроме датасетов АлтГУ также стали входить и данные от наших партнеров – заповедников и национальных парков России и Казахстана. Однако наиболее значимым набором данных стал датасет по ДНК-штрихкодам сосудистых растений Алтая, основный на типовой коллекции Гербария ALTB. Фонд типового материала является «золотым фондом» любой естественнонаучной коллекции. Тем самым АлтГУ, как оператор данных в GBIF, поднялся в научно-оргнизационном плане с популяционно-биосферного уровня до организменно-молекулярно-генетического.

Эскпоненциально растет и число цитирований наборов данных от АлтГУ, которые используют научные группы по всему миру. Так к настоящему моменту это число достигло 240 цитирований данных Виртуального Гербария ALTB.

Исполнители проекта обучаются навыкам информатики биоразнообразия на онлайн курсе «Компьютерные технологии в биологии» на Stepik (автор – Ваганов А.В.) в рамках международного проекта «BioDATA Advanced – баркодинг ДНК, биологические коллекции и полевые наблюдения для целей ускоренного исследования биоразнообразия».

Апрель 2024