Команда археологов Алтайского государственного университета этим летом работала в Кош-Агачском районе Республики Алтай. Предметом исследований ученых стали так называемые «оленные» камни — древние изваяния с изображениями. Заведующий кафедрой археологии, этнографии и музеологии ИИМО АлтГУ, профессор Алексей Тишкин рассказал о ходе и итогах экспедиции.
Экспедиция была организована в рамках реализации гранта Российского научного фонда «Мир древних кочевников Внутренней Азии: междисциплинарные исследования материальной культуры, изваяний и хозяйства». Всего в команде проекта 10 человек — исследователи из Барнаула, Москвы, Новосибирска и Красноярска.
От Алтайского государственного университета, кроме руководителя проекта заведующего кафедрой археологии, этнографии и музеологии ИИМО, профессора Алексея Тишкина, участвуют профессор кафедры археологии, этнографии и музеологии Вадим Горбунов, научный сотрудник Ольга Лихачева, специалист по УМР Ольга Стяжкина и преподаватель кафедры востоковедения, аспирант Георгий Казаков.
Летом археологи посетили Юстытский археологический микрорайон, который представляет собой крупное скопление археологических памятников в долине реки Юстыт в Кош-Агачском районе Республики Алтай. Основной задачей являлся мониторинг «оленных» камней, меньшая часть из которых осталась in situ (в первоначальном положении), а другие оказались перенесены, переиспользованы при сооружении тюркских оградок или разрушены.
Часть «оленных» камней стоит или лежит на древних курганах (херексурах), которых достаточного много в долине Юстыта. Но один из археологических объектов представляет для ученых наибольший интерес.— «Оленные» камни — это стелы разной высоты (от 50 см до 5 м высотой), имеющие антропоморфный облик. Часто на них изображены атрибуты воинов – пояса и оружие (чекан, кинжал, лук, боевой топор, щит и др.). На многих таких обелисках выбиты летящие олени – отсюда и закрепилось название «оленные» камни, хотя были и другие обозначения, — рассказал Алексей Тишкин.
— Мы зафиксировали, на мой взгляд, самый северный мемориальный комплекс, связанный с древними воинствующими кочевниками, которые жили в начале I тысячелетия до н.э. Условно эту общность сейчас называют культурой херексуров и «оленных» камней. Изученный комплекс состоял из поставленных в ряд «оленных» камней, а рядом располагались многочисленные поминальники. Именно такие объекты являются хорошим маркером для подтверждения моей концепции о существовании самой архаичной кочевой империи во Внутренней Азии. От отрогов Памира до востока Монголии и от Южной Сибири до северных пустынь Китая обнаруживаются огромные курганы — свидетельства жизни и деятельности этих кочевников. Самый большой херексур находится на территории Монгольского Алтая и хорошо виден из космоса. В диаметре он достигает порядка 300 метров и более 20 метров в высоту.
Перечисленные памятники есть на Юстыте, а это значит, что юго-восточная часть Алтая тоже входила в состав архаичной кочевой империи. Ученые выяснили важный момент: на всей территории империи часть «оленных» камней использовалась древними людьми для создания мемориальных комплексов, аналогичных по назначению тем, что были сделаны в память о воинах, погибших в Великой Отечественной войне. Древние сооружения кочевников — прямое свидетельство тому, что в империи была определенная идеология, построенная на почитании воинов-героев. О них слагались легенды, для них делались такие памятники, которые затем становились местом для поминальных церемоний и жертвоприношений.
Большая часть экспедиционной работы касалась фиксации «оленных» камней на самом современном уровне. Юрий Свойский, инженер Высшей школы экономики, специалист в области документирования объектов с помощью высокоточной аппаратуры выполнял фотограмметрию, — детальное фотографирование объекта со всех стороны для дальнейшего построения 3D-модели. Для одного «оленного» камня нужно сделать от 500 до 1500 фотоснимков.
На основе всех полученных материалов будет создан электронный каталог 3D-моделей древних изваяний. В планах ученых – подготовка методических рекомендаций, о том, как выполнять эту работу, чтобы к проекту присоединились другие группы, в том числе из зарубежных исследователей. Также археологи с помощью современных геоинформационных технологий фиксировали расположение объектов на местности.— Для археолога экспедиция — это как для химиков работа в лаборатории. Только вместо пробирок и микроскопов у нас другая техника – от лопаты до суперсовременных навигационных систем. Ранее мы делали зарисовки «оленных» камней карандашом, вымеряли линейкой, использовали микалентную бумагу для получения эстампажей и ночную съемку с подсветками, чтобы выявить мельчайшие детали изображений. Сейчас же мы внедряем самый передовой уровень документирования археологических объектов с помощью цифровых технологий, а также применяем разные приборы. Например, в этой экспедиции мы использовали специальный прибор, который фиксирует цвет камня, различные его оттенки, а также не всегда доступные глазу остатки краски, которая использовалась для раскрашивания изваяний. Работу проводили в экспериментальном режиме, но результаты впечатляют, — говорит профессор Тишкин.
Как уже отмечено, в рамках проекта планируется создать каталог 3D-моделей «оленных» камней. Он позволит изучать объекты, не выезжая на местность и не посещая музеи, в которых они находятся. Работа по документированию археологических памятников очень важная. По словам Алексея Тишкина, ранее крупных обследований алтайских «оленных» камней не проводилось, обычно их фиксировали опосредованно в ходе раскопок, разведок или находили случайно. Специально этой темой в 1970-е годы стал заниматься известный археолог Владимир Кубарев. В 1979 году им была издана небольшая монография, потом написан ряд публикаций, посвященных изучению «оленных» камней. В одной из статей, опубликованных в 2004 году, он отметил, что на территории Алтая находится около 100 таких археологических объектов. В начале проекта РНФ ученым удалось пока зафиксировать около 30 камней, в том числе ранее неизвестные.
— Некоторые из опубликованных В.Д. Кубаревым камней на Юстыте мы так и не обнаружили. В ходе мониторинга обозначилась серьезная проблема. «Оленные» камни разрушаются. Например, на Юстыте мы обнаружили совершенно свежие и целенаправленные сколы на верхних частях трех изваяний. Исчезли ранее зафиксированные обломки. Возможно, это проявление неошаманизма, когда пытаются «обезвредить» древние изваяния, связанные с миром умерших людей. Кто это делает, пока мы не знаем. Вообще нам часто приходится сталкиваться с тем, что некоторые представители современного населения мифологизирует археологические объекты, интерпретируют их в угоду своих представлений. С данными ситуациями нет смысла бороться. Они постоянно возникали и ранее. Задача археологов представить объективную информацию, на основе которой реконструируется бесписьменная история, — отмечает Алексей Тишкин.
Указанные факты делают исследования археологов еще более актуальными и своевременными. Работы по проекту продолжаются. В этом году они будут проходить в основном в музеях нашей страны.