профессор А.А. Чувакин |
А.А. Чувакин заявил, что никакой орфографической реформы не будет (это все грязные происки журналистов). Но в то же время "вся Россия живет по Розенталю, потому что правила 1956 года декларированы настолько абстрактно, что по ним нельзя жить". Следовательно, нужна такая форма "Свода правил", которая содержала бы одновременно и правила, и комментарии к ним.
Более подробно Алексей Андреевич остановился на пунктуационной части проекта. В этой части изменений достаточно мало, и они направлены на то, чтобы правила не были оторваны от реального механизма языка. В заключение своего выступления А.А. Чувакин поставил риторический вопрос: "Кто введет в действие это "Свод правил"?"
Далее выступил профессор кафедры современного русского языка АГУ Н.Д. Голев. С его точки зрения проект Свода не проработан:
- Отсутствует коммуникативный аспект русской орфографии
- Недооценка элемента условности. Акцент делается на то, что орфография должна быть отражательной. Но никто не доказал, что орфография должна выполнять такую функцию. Непонятно, зачем русская орфография должна что-либо отражать (как морфематику, так и фонематику).
- Теория реформирования как таковая отсутствует в России. Никто не доказал, что новое написание "дешевле", чем старое. Здесь же Н.Д. Голев привел цитату Осипова: "Лучше кардинальная реформа, чем отдельные вкрапления…"
- В теории орфографии не решен главный вопрос, почему надо писать так, а не иначе. Важнее сделать акцент не реформе орфографии, а на реформе методики преподавания.
Следующей выступила Л.Б. Лебедева. Она говорила об особенностях русской ментальности. Русские люди, по ее словам, пытаются все время что-то реформировать, но они не прагматики и не считаются ни с материальными, ни с нервными затратами. Л.Б. Лебедева заметила, что абстрактно-логическая целесообразность реформы правописания не совпадает с практической целесообразностью. Л.Б. Лебедева предложила:
- Выяснить какие ошибки в правописании являются коммуникативно-значимыми, а какие нет.
- Отладить требования единообразного написания.
- Вариативное написание.
- Отработка методики преподавания русского языка.
Л.Б. Парубченко предложила заполнить бланк отзыва на изменения, предлагаемые в проекте «Свода правил русского правописания. Орфография. Пунктуация». Л.Э. Кайзер, преподаватель БГПУ, говорила об отсутствии всяких принципов в изменениях, предлагаемых в проекте "Свода". По ее мнению, составители "Свода" далеки от школы и не знают реальных проблем методики преподавания русского языка. Л.Э. Кайзер предложила увеличить количество часов русского языка в школе и преподавать его до выпускного класса.
В финал