4 сентября 2023 Открытие выставочного проекта «Петроглифы: тайны предков»

29 августа 2023 Институт гуманитарных наук

В понедельник, 4 сентября, художественная галерея «Universum» института гуманитарных наук Алтайского государственного университета приглашает на открытие выставочного проекта Елены Спир «Петроглифы: тайны предков».

Елена Спир родилась вы  Новоалтайске, в Барнауле окончила Алтайский государственный университет, в Москве – аспирантуру; кандидат филологических наук. Культурой Алтая, и, в частности, древними наскальными изображениями Елена увлеклась еще на первом курсе университета, когда начала работать инструктором планового туризма.

Коллекцию петроглифов и «каменных баб» начала собирать в 2016 году, встретившись на Алтае с японским ученым, назвавшим себя сенсеем Акиро, который подарил ей первую копию петроглифа с изображением шамана, возможно, одного из самых древних петроглифов на земле.

Копии петроглифов и изображений лиц каменных воинов сделаны Еленой в технике эстампажа, это когда на петроглиф накладывается рисовая бумага и мягкой губкой с углем делается копия на бумагу. На Алтае они чаще всего высечены на камне и датируются от неолита (6-4 тыс.лет до н.э.) до раннего средневековья (VI-XI века н.э.).

На выставке будут представлены петроглифы, собранные в разных местах Республики Алтай, преимущественно в Гроте Куйлю и долине Елангаш.

Грот Куйлю (3500—2000 до н. э.) — культовый комплекс Усть-Коксинского района, расположенный вблизи устья р. Куйлю, правого притока реки Кучерлы. Этот грот с наскальными рисунками был открыт в 1939 году В.И. Шемелёвым, возглавлявшим экспедицию Российского Общества Туризма. Затем археологи СО РАН во главе с В.И. Молодиным в 1988-1990 гг. провели раскопки площадки перед гротом. До раскопок наскальные изображения перекрывались мощным слоем земли (до 1,9 м).

Наскальные рисунки датируются периодом ранней бронзы и относятся к афанасьевской культуре. На скале расположено более 100 петроглифов, на которых изображены в основном животные и антропоморфные существа. Грот Куйлю — это не только петроглифы. Археологами было доказано, что грот был писаницей-святилищем, где проводились сакральные обряды о хорошей погоде и приумножении промысловых зверей. Одним из этапов обряда и было нанесение на скалу изображения животных, на которых велась охота. Обряды в гроте Куйлю проводились с 3 тысячелетия до н.э. Больше всего грот как святилище посещался во времена скифов (VII-III век до н.э).

Петроглифы долины Елангаш (11 000 лет до н.э. - IV-VI века до н.э.) – это грандиозная галерея из 30 000 наскальных рисунков, растянувшаяся вдоль Южно-Чуйского хребта, вблизи Кош-Агача. Есть предположения, что возраст некоторых петроглифов более 11 тысяч лет. Более современные относятся к IV-VI в. до н.э. Такое разнообразие объясняется тем, что многие века долина служила торговым путем между Сибирью и Монголией. Люди украшали утесы петроглифами, приносили жертвы, молились духам об удачной охоте и легком путешествии.

На петроглифах изображены сцены из жизни, животные, юрты, колесницы, всадники, воины, солярные символы.

Еще один объект внимания Елены Спир – это древнетюркская каменная скульптура, соседствующая иногда с петроглифами.

«Каменные бабы» – широко распространенное, хотя и не точное, название каменных изваяний, каменных воинов, которых по-алтайски называют Кезер Таш – камень предков, или Кожого Таш – «камень занавес/завеса» между нижними и средними мирами. Выражение «Кожого Таш» несло в себе широкое мистическое значение. По преданиям, усопшие в течение какого-то времени должны были в той или иной степени влиять на события, происходившие на земле. Возможно, чтобы поддерживать эту связь, древние тюрки для умерших выдающихся воинов или жрецов, унесших важные тайны, сооружали «Кожого Таш» - камень завесу. Эти изваяния являлись своего рода ретрансляторами для передачи информации без контакта сторон или служили занавесом- завесой при встрече людей Среднего мира с представителями иного мира.

Со времен Первого тюркского каганата, образованного на Алтае в VI веке нашей эры, протянулась цепочка тюркских каменных воинов, хранящих тайны великих кочевников каганата - первой евразийской империи.

«Судьба меня часто приводит в Тюнгур. Это одно из моих любимых мест. За селом Тюнгур у ручья Тургунда есть Комплекс каменных воинов Пазырыкской культуры, где сохранились высеченные лица, доспехи, оружие. Возраст этого комплекса – около 2000 лет. На сегодняшний день осталось только 5 тюркских каменных изваяний воинов. Среди них можно выделить изваяния с изображением только лица или силуэта головы человека. На лице изображены брови, глаза, нос, усы, рот, борода, а на одном из изваяний встречается слабо намеченное ухо. К сожалению, лица хорошо сохранились только у двух изваяний, копии которых и будут представлены на выставке в галерее, как и многие другие. Копии лиц каменных изваяний я делаю также с помощью техники эстампажа», - рассказывает Елена Спир.

Автор планирует расширять географию сбора копий петроглифов и лиц каменных воинов на всей территории Большого Алтая, который объединяет Россию, Китай, Монголию и Казахстан. В планах – провести подобные выставки и в других городах Большого Алтая.

Открытие выставки и встреча с автором состоятся 4 сентября 2023 года в 15.00 в художественной галерее Universum: ул. Димитрова, 66.

Время работы выставки: 4 – 25 сентября 2023г., с 10.00 до 17.00 (выходные дни: суббота, воскресенье).

Телефон для справок и записи: 8 (3852) 366 - 396.

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0