О власти, счастье и многом другом: профессор АлтГУ Инна Черданцева дала интервью порталу Политсиб.ру

11 января 2021 ИМКФиП
Информационный портал Полисиб.ру опубликовал интервью с доктором философских наук, профессором, заведующей кафедрой социальной философии, онтологии и теории познания Алтайского государственного университета Инной Владимировной Черданцевой.

С греческого языка «философия» переводится как любовь к мудрости. В любом обществе философ – это редкий человек, который мыслит о мире иначе, чем обыватель.

Философ на троне

– Так повелось в нашем государстве, что руководителями, как правило, становятся юристы. Список длинный: Александр Керенский, Владимир Ленин, Дмитрий Медведев, Владимир Путин. Может ли философ стать правителем?

– В Древнем Китае философ обязательно стремился сочетать в себе «внутреннюю мудрость» и «внешнюю царственность» и считал, что его долг – управлять государством и делать все возможное для того, чтобы люди были счастливы. И школа Конфуция, и школа даосов, да и другие китайские философские школы разрабатывали принципы управления государством и пытались воплотить их в жизнь, начиная с VI века до нашей эры. История Китая показывает, что в те редкие случаи, когда во главе правящего дома той или иной династии оказывался философ, дела в стране складывались благоприятным образом для всех его жителей. Если правителем оказывался представитель «школы ученых», основанной Конфуцием, то во главу угла ставилось развитие образования, культуры, искусств, одним из которых являлась музыка. Конфуций считал, что для счастливой совместной жизни людей необходимо присутствие нравственного идеала, который должен постепенно взращиваться в душе каждого человека, а для этого человек должен заниматься своим образованием в самых разных сферах жизни. Если правителем становился представитель школы даосизма, то приветствовался интерес к простоте и естественности человеческого существования, связанной с природными ритмами, а все искусственные формы руководства людьми признавались негативными. Лучшим правителем в этом случае оказывался тот правитель, который не вмешивался в естественный ход жизни людей и сводил все бюрократические процедуры к минимуму. В «Дао Дэ Цзине» говорится о том, что самый лучший правитель – это тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Если же о правителе много говорят, или (что еще хуже) его боятся или презирают, то это очень плохо для всех. Да, конечно, очень хорошо, когда философ начинает править, но проблема заключается в том, что реальные люди, которые находятся у власти (обычно юристы, экономисты, политики) противостоят этому правлению, поскольку их не устраивает разрушение привычного государственного уклада и тех структур, которые способствуют их личному обогащению. И поэтому очень часто философу, стремящемуся принести пользу всем жителям страны, такие люди просто не позволяют дожить до старости.

– Китай – цивилизация с особой большой историей. А как это было в Европе?

– В Древней Греции Платон создает Академию, чтобы готовить в ней людей к управлению государством. Известны случаи, когда ученики Академии были очень близки к власти и оказывали серьезное влияние на правителей. Наверное, следует особо выделить еще одну античную философскую школу – школу стоиков, которая очень много сделала и для древней Греции, и для Рима. Все мы слышали о римском императоре Марке Аврелии, который был не только последним из пяти хороших римских императоров, но и философом, развивающим и воплощающим идеи стоицизма в своей жизни.

– Возраст для правителя важен?

– Согласно Платону, править государством должен зрелый философ, который не только учился в течение длительного времени (а в Академии учатся долго, например, Аристотель находился в Академии около двадцати лет, вначале – в роли ученика, затем учителя), но и уже приобрел пятидесятилетний опыт жизненных переживаний. Возраст дает философу-правителю возможность понимать людей и выполнить свое главное предназначение  – сделать жизнь людей счастливой. К сожалению, в современном обществе складывается мода на молодых управленцев. Да, они энергичны, и это «плюс» молодости, но, наряду с этим плюсом, у молодости есть и «минус», связанный с отсутствием качественного фундаментального образования и жизненного опыта. Это печально, когда нами управляют не слишком образованные люди, у которых есть ярко выраженное «эго» с личными амбициями, и это «эго» быстро учится говорить правильные слова, совершенно не думая о том, будут ли они воплощены в реальность.

– Диоген Синопский вел аскетический образ жизни и по преданию жил в бочке. Когда Александр Македонский при встрече с ним сказал: «Проси все, что хочешь», Диоген ответил: «Не загораживай мне солнца». Может ли философ полноценно существовать в миру?

– Быть философом очень сложно, ведя обыкновенную мирскую жизнь. Это трудная форма существования для человека, стремящегося к мудрости. И если ты смог стать философом, не уходя от повседневных дел и забот, это блестящий результат, это выдающееся достижение. В буддийском или православном монастыре стать философом проще, поскольку сам регламент монастырской жизни предполагает выделение большого количества времени для философских и духовных занятий.

Русская философия

– Многие спорят о вкладе русской философии в мировое мудрствование. Есть мнение, что русские были очень сильны в религиозной философии. Так ли это?

– Философия всегда была близка к метафизике, и любая ее локация (Древняя Греция, Китай, Европа) так или иначе связана с поиском Истины. Золотой век русской философии пришелся на период второй половины XIХ века и на первые десятилетия ХХ века, когда была сформирована русская религиозная философия, связанная с именами Соловьева, Франка, Ильина, Флоренского, Бердяева, Булгакова, Иванова, братьев Трубецких и т.д. К сожалению, в двадцать втором году ХХ века лучшие российские умы были выдворены в эмиграцию на так называемом «философском пароходе». Два немецких пассажирских судна навсегда увезли из России 30 университетских профессоров и философов из Москвы, Петрограда, Казани и других городов. Традиция глубокого метафизического и религиозного философствования прервалась, и хотя некоторые философы стремились к ее сохранению и в советское время, сделать это можно было только в очень завуалированном виде. Пример Алексея Федоровича Лосева свидетельствует об этом.

 Каковы перспективы русской философии в ХХI веке?

– Не берусь ответить на этот вопрос вследствие неоднородности современных философских школ и направлений. Но мне кажется, что для современного мыслителя важно не развивать идеи новомодных иностранных течений, а опираться на собственную традицию. Мы достаточно сильны и зрелы для создания оригинальных философских мыслей, и пример русской классической литературы, которую читает весь мир, подтверждает это.

С чего начать

– Как стать философом?

– Традиционный путь вхождения в мир философии, как правило, начинается у юношества с литературы. Более того, великий немецкий философ Мартин Хайдеггер считает, что поэзия имеет гораздо больше онтологических ресурсов, чем философия. Действительно отдельные тексты Тютчева, Пастернака, Бродского, Новалиса и Гёльдерлина стоят целых философских трактатов.

 Но тогда труды философов остаются на периферии.

– Книги «чистых» мыслителей трудны для понимания еще не натренированных умов. Философ для того, чтобы выразить свою мысль точно, разрабатывает целую систему дефиниций. Подростку сложно самостоятельно разобраться с этой системой, и поэтому часто он не доходит до финала. Замечательно, что в нашем крае есть место – Алтайский государственный университет – где эта проблема решается, и где существуют направления подготовки квалифицированных специалистов в области философского знания. Кстати, в 2021 году в АГУ открываются две новых образовательных программы по направлению «Философия». Одна из них – программа бакалавриата «Философия Востока и развитие современных интеркультурных взаимоотношений» (которая предполагает обязательное изучение китайского языка) – уже вызывает большой интерес у абитуриентов. Не менее привлекательной будет и новая программа магистратуры – «Философская антропология и этика социальных коммуникаций». 

– Есть ли книги, которые могут разрушить мой привычный мыслимый мир?

– Есть книги, после чтения которых вы начнете думать несколько другим образом. Рекомендую начать с трактатов «Дао Дэ Цзин» и «Дхаммапада». Обязательно нужен Платон для формирования вас как личности. Начните с трех диалогов «Пир», «Федр» и «Федон». Образованный человек должен прочитать «Непостижимое» Семена Людвиговича Франка и «Самопознание» Николая Александровича Бердяева. Из второй половины ХХ века – желательно не оставить за пределами читательского интереса произведения Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса.  И этот список бесконечен.

Наука VS Религии

– Из нашей беседы получается, что философское знание не совсем наука. Может быть, это особая область мудрости?

– Настоящий философ стремится к мудрости, но мудрецом себя не считает. Мудрость означает совершенное знание и совершенное поведение человека, а это, скорее, недостижимый идеал для любого из нас, чем реальное положение дел. Поэтому философ говорит о себе лишь как о любителе мудрости, и философствование без любви к истине и совершенству, по большому счету, смысла не имеет.

– Как, искренне любя истину, приблизиться к совершенному знанию? Может ли философ для поиска истины использовать какие-то особые логические средства и рациональные конструкты, которые не известны математику и физику?

– Едва ли. Единственное, что может сделать философ – это признать неспособность постижения Абсолюта с помощью правил и законов логики. Дело в том, что совершенное знание о реальности всегда предполагает знание мира в целом, его первопричин и первоначал, а также знание связи относительной реальности и Абсолюта. Абсолют может называться по-разному: Богом, духом, Дао, Атманом, но философ, когда стремится максимально подойти к мудрости (Абсолюту), понимает, что с помощью логического мышления этого не сделаешь. Абсолютная реальность, как истинное бытие, лежит за границами мысли. Иначе говоря, Абсолют – это бытие, это единое «есть», а не мысль о бытии или «есть». И поэтому для постижения Абсолюта философу понадобится мистическое созерцание реальности, а не логические законы. Немецкий философ-мистик, романтик Новалис говорит о том, что погружение в Абсолют идет через разрушение привычных мыслительных операций с их бинарными оппозициями и устоявшимися представлениями. Задача философа – погрузиться в ситуацию безмыслия (выхода за пределы мышления). На рациональном уровне это происходит тогда, когда философ, сталкивая противоположные суждения о реальности, как будто бы «зависает» между ними, признавая ценность их обоих, не отдавая предпочтения ни тому, ни другому.

– Сегодня мир впервые за последние 100 лет попали в серьезную эпидемию. Как посмотреть философски на эту проблему, чтобы не потерять себя?

– Для того, чтобы себя потерять, себя вообще-то нужно вначале обрести. А для того, чтобы это сделать, нужно последовать предложению дельфийского оракула: «Познай самого себя». Эпидемия, показывая нам, насколько хрупкой может быть наша жизнь, призывает нас к переоценке повседневных установок беспечного отношения к своему существованию. Мы вдруг понимаем, что знаменитая фраза буддистов: «Когда человек засыпает, он никогда не может сказать наверняка, что начнется раньше – следующий день или следующая жизнь» – это не просто остроумное высказывание, а призыв ценить каждую минуту своей жизни. Тот, кто сможет находиться в «здесь» и «сейчас», будет смотреть философски не только на проблему эпидемии, но и на любые проблемы, в том числе и проблему смерти.

По материалам информационного портала Политсиб.ру

поделиться

Институт гуманитарных наук

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
https://www.asu.ru/?v=sw0