Владислав Ерахмилевич: «Юристов много. Но толковых мало»

13 апреля 2025 Софья Протасова
Фото: Дмитрий Герайкин
Категория: пресса

Гостем свежего номера ЗН стал следователь – один из опытнейших преподавателей юридического института АлтГУ Владислав Ерахмилевич. Он работает на кафедре уголовного права и криминологии, в свои пятьдесят учится в аспирантуре и вот-вот станет кандидатом юридических наук.

– Владислав Валерьевич, в 1992 году вы поступили на юридический факультет АлтГУ…

– Скажу так: поступить в университет было гораздо сложнее, чем учиться. Но и сказать, что учеба была легкой, не могу. Спасибо всем моим преподавателям, многих из них уже, увы, нет в живых. Нас, юристов, учила действительно золотая плеяда, заложившая не только юридические знания, но и человеческие принципы, которые глубоко засели в душу и по-прежнему помогают по жизни. Любимым предметом, отмечу, для меня всегда остается уголовное право, на кафедре которого я сейчас и работаю. Отдельно хочу сказать о Валентине Ивановне Плоховой – докторе юридических наук, профессоре кафедры уголовного права и криминологии АлтГУ, научном руководителе моего диссертационного исследования. Считаю Валентину Ивановну очень авторитетным преподавателем. Когда устраивался на эту кафедру, она заведовала ей и принимала меня. Валентина Ивановна – профессионал с большой буквы и очень требовательный преподаватель. Сейчас степень требовательности к студентам намного ниже, но я считаю, чем требовательнее преподаватель, тем лучше ты знаешь предмет.

– Вы не только преподаватель, но и прежде всего – следователь…

– Как и все студенты, мы проходили учебную практику. Будучи еще практикантом, на втором курсе я смог закрепиться в качестве помощника следователя в прокуратуре Октябрьского района и на протяжении двух лет помогал ему. Я еще не успел получить диплом, как 24 марта 1997 года меня приняли сюда же на должность следователя. А в 2007 году случились преобразования: принятие закона о создании Следственного комитета при Прокуратуре РФ, и все следователи перешли в отдельную структуру – следственный комитет. Продолжил службу там. Она дала мне колоссальный жизненный опыт, который могу выразить одной фразой: «Нет неразрешимых проблем, все проблемы решаются». Порой нам ставили, казалось, невыполнимые задачи, но мы их выполняли. Это сильно закалило характер. Сейчас я, правда, только преподаю.

– Как проходит типичный день следователя?

– Как и везде, все начинается с планирования: на день, неделю, месяц. Уже ранним утром могут назначить различные следственные действия. Ты никогда не приходишь посидеть за чистым столом. В отделе постоянные звонки, допросы, бумажная волокита. Ну и, конечно, выезды на места преступлений, в экспертные учреждения и так далее.

– Сколько дел вы раскрыли и какое из них самое запоминающееся?

– Несчетное количество. Выделить одно дело очень сложно, все дела, которые я вел, уникальны и интересны по-своему. Первое, что приходит в голову, дело из 90-х. Было так: к нам, тогда еще в прокуратуру, обратились с заявлением о безвестном исчезновении человека родственники одного из криминальных авторитетов Барнаула, фамилию уже не помню, но его прозвище было Патрон. В ходе проверки мы установили, что накануне своего исчезновения пропавшее лицо выиграло в карты энную сумму денег. Были установлены и личности, игравшие с ним в карты, но все они отрицали причастность к исчезновению и уж тем более – к убийству. Далее последовала огромная работа, в том числе тактика психологического допроса. Опуская все подробности, скажу: в конечном итоге нам удалось разговорить одного свидетеля, который и указал нам на лицо, совершившее убийство. Начались следственные действия с выездом в лес Первомайского района. Стояла зима, и снега в лесу было по пояс, но нам все-таки удалось найти труп. Все пять суток, которые велись следственные действия, проходили на пределе физических сил. По-честному: за это время ни я, ни оперуполномоченный, который помогал раскрывать это дело, практически не спали и не ели из-за большого объема работы. И таких случаев хватало.

– Работа в органах – очень тяжелая и ответственная. Каждый ли выпускник юрфака способен ее выдержать?

– Конечно, нет. Тяжело во всех планах – физическом и эмоциональном. Уходит все свободное время, ты практически живешь в отделе. Часов в сутках не хватает, был бы 25-й час, работали бы и его. Мозг всегда думает в сторону работы, и порой в своих снах я раскрывал преступления. И, как показывает практика, не каждый студент выдерживает такую нагрузку. У нас очень большая текучка кадров. Хочу отметить, лучшие студенты и выпускники юридического института идут работать в следственный комитет, здесь высокие требования, как теоретические, так и практические. Испытательный срок – шесть месяцев, но даже они, лучшие из лучших, в силу многих причин не выдерживают и уже на первом году уходят, понимая, что это не то, чем хотят профессионально заниматься. Кто-то говорит: юристов много. Да, много. Но толковых мало. Юридические институты, наш здесь не исключение, всегда выпускают много студентов, а куда они потом все идут работать – для меня загадка.

Полностью интервью читайте на сайте газеты.

поделиться
Связано с разделами
https://www.asu.ru/?v=sw0