«Настройка» высшей школы В.В. Путиным

16 февраля 2012

- Необходимо сказать, что встречи председателя Правительства с ректорами российских вузов проводятся регулярно. Встреча, в которой мне удалось принять участие, уже третья за последние несколько лет. На ней шел разговор об основных проблемах, которые существуют сегодня в высшем образовании, о том, как сделать высшее образование более качественным и эффективным; были и вопросы о том, что необходимо предпринять, чтобы высшее образование не только опережало, но и «подталкивало», выводило экономику страны на новый уровень развития.

Фактически, на встрече произошла некая «настройка» руководства высшей школы на дальнейший путь развития образования в соответствии с запросами общества. Отмечу, что В.В. Путин выступал и отвечал на те вопросы, которые ставили ректоры, со знанием дела. В ходе обмена мнениями Владимир Владимирович показал, что для него предметы

беседы хорошо известны и понятны, а во время обсуждения по той или иной теме он находил конкретное решение поставленных ректорами проблем.

Какие же вопросы находились в центре обсуждения? Первый вопрос, который был поднят, касался, конечно же, качества подготовки специалистов высшей школы и соответствия подготовки специалистов требованию современного развития общества и экономики. Обсуждались две проблемы. Первая состояла в том, что зачастую уровень подготовки в ведущих вузах опережает потребности экономики, и выпускники вузов, в которых вложены достаточно серьезные знания, труд преподавателей, деньги и ресурсы государства, приходя на производство, видят более низкий уровень в компетенциях, востребованных там. То есть тот уровень подготовки, который мы даем в вузах, не находит реального применения. В итоге было решено, что В.В. Путин обратится к Союзу предпринимателей и к соответствующим профессиональным сообществам для того, чтобы совместно выработать те квалификации, которые необходимы для развития страны. При этом за вузами остается возможность влиять на эти компоненты квалификации. Но это только одна сторона вопроса. С другой стороны, на встрече говорилось о том, что не все вузы готовят «качественных» выпускников. В особенности этим грешат различные платные филиалы, которые просто за деньги выдают дипломы, не только снижая авторитет высшей школы, но и «плодя» полуграмотных специалистов с высшим образованием.

На встрече «авангарду» учебных заведений (национальным исследовательским университетам, университетам, программы стратегического развития которых утверждены министерством и т.п.) была поставлена задача: «подтянуть» высшее образование, сделав его востребованным и необходимым для развития России.

Второй серьезный вопрос, которому была уделена часть беседы, касался оплаты труда. Здесь обсуждалось уже почти принятое решения о том, что с 1 января 2013 года стипендия студентам будет увеличена на 5 тысяч рублей. Кроме того, председатель Правительства обратился к Союзу ректоров с предложением: в текущем году поддержать студентов 1-2 курсов, которые только начинают проявлять свои способности и таланты. Фактически, в вузах уже приняты определенные меры по выплате особой повышенной академической стипендии. Здесь же обсуждался и вопрос о повышении оплаты труда ассистентам, иначе возникнет ситуация, в которой студенты будут получать примерно столько же, сколько молодые преподаватели. В.В. Путин также пообещал, что с 2013 года будет повышена оплата труда и преподавателям. Причем, к 2018 году она вырастет почти до 200%, то есть в два раза. Владимир Владимирович поставил следующую задачу: с 1 сентября 2012 года поднять уровень оплаты труда в вузах до среднего уровня оплаты труда в экономике. Кстати, отмечу, в АлтГУ оплата труда в среднем выше, чем средний уровень оплаты труда в экономике Алтайского края, но при этом я считаю, что нам все равно необходимо обсудить вопрос о том, как увеличить зарплату молодым преподавателям, и тем самым поддержать эту группу.

Еще одна проблема, обсуждавшаяся с председателем Правительства, касалась вложений в науку. Общее мнение присутствующих на совещании было следующим: сегодня уже можно говорить о том, что в науку ресурсы вкладываются, и достаточно большие. Было решено: во-первых, поддержать наиболее видных ученых и эффективные научные школы и, во-вторых, для того чтобы наша наука приобретала более прикладной характер, наряду с занятиями фундаментальной наукой ученым необходимо показывать реальные практические результаты, необходимые для общего развития страны. И опять же в данном случае нам не обойтись без поддержки талантливой молодежи – тех, кто мыслит креативно, и тех, кто готов работать на результат и открытия.

Помимо всего прочего обсуждалась и поддержка естественных направлений подготовки в вузах.

Ректор МГУ выступил с предложением о необходимости создания «физмат школ», которые активно работали в советское время. В качестве примера он назвал как раз Новосибирскую и Алтайскую физмат школы. В свое время у нас при университете действительно была очень сильная школа, известная по всей России, и теперь настало время для ее воссоздания. Этот вопрос будет обсуждаться в АлтГУ совместно с администрацией Алтайского края и города Барнаула.

 

поделиться

Ректор Алтайского государственного университета

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
https://www.asu.ru/?v=sw0