Проректор АлтГУ Евгения Жданова рассказала об индивидуальных образовательных траекториях студентов АлтГУ

30 января 2022 Ред. сайта
В газете «Вечерний Барнаул» опубликован материал о том, как студенты Алтайского государственного университета формируют свой учебный план. Первый проректор по учебной работе АлтГУ Евгения Жданова рассказала, что такое «универсальное ядро» и как студенты сами создают учебные программы, выбирая дисциплины и форматы обучения.

Ректор Алтайского госуниверситета на ежегодном отчете сообщил, что вуз начинает внедрять индивидуальные образовательные траектории. Что это такое и как индивидуализация обучения уже проникла в алтайские вузы?

Для комфортного обучения по индивидуальным траекториям необходимо методическое обеспечение, онлайн-курсы, тьюторское сопровождение.

Индивидуальные образовательные траектории — это учебные программы, которые создают сами студенты, выбирая дисциплины и форматы обучения. Предполагается, что студент возьмет из всех предлагаемых дисциплин наиболее ценные для себя, и на выходе получатся уникальные специалисты.

Пример уже внедренной системы индивидуальных траекторий — Тюменский государственный университет. В ТюмГУ для каждого курса есть обязательные дисциплины и элективы. Ребята, которые попали в первые годы новой системы, признаются: поначалу они на радостях поторопились с выбором, а на втором курсе пришлось вернуться к более ценным элективам, посещая лекции с первокурсниками. То есть на студенте больше ответственности за свой учебный процесс. Могут расстраивать и неравномерные расписания: в один день может оказаться всего одна пара, в другой — пять, в третий — несколько «окон» между занятиями. Под это явление приходится особым образом организовывать пространства вузовских корпусов.

АлтГУ первым в нашем регионе решил идти к этой системе.

«Модель индивидуальных образовательных траекторий внедряется во многих топовых вузах России, — отмечает Евгения Жданова, первый проректор по учебной работе АлтГУ. — Можно сказать, что канула в Лету «образовательная труба», когда чётко устанавливался единый учебный план. Сейчас пришло время быстрой смены профессий. Пандемия с активным внедрением цифровых технологий ещё сильнее подстегнула этот процесс. Мы идем к тому, чтобы студент, проучившись два года, мог сменить образовательную траекторию. Ведь бывает, что человек понимает, что ему больше не близко его направление, что он поступил не туда, куда хотел на самом деле».

Евгения Жданова отметила, что первые два года студенты обучаются в так называемом универсальном образовательном ядре, они получают углубленные знания по гибким компетенциям, или soft skills — это иностранные языки, проектная деятельность, цифровая культура, знание экономики и так далее. По её словам, в эти первые годы они начинают получать и базовые профессиональные знания по своей образовательной программе. И затем, если студент захочет сменить образовательную траекторию, то сможет наполнить свой учебный план при содействии тьюторов.

Можно сменить не только профиль, но и специальность. В вузе обдумывают возможность даже перейти из одного института в другой, но это все-таки было бы большим риском и для адаптации студента, и для качества его образования. Поэтому оптимальный вариант — переходы внутри укрупненных групп специальностей и направлений. Химик может получить компетенции биолога, а журналист — политолога. Но человек, начавший обучение на математика, не сможет вдруг стать лингвистом.

«В этом учебном году мы внедрили модуль «универсального ядра», который направлен на освоение универсальных и общепрофессиональных компетенций, — сообщает Евгения Анатольевна. — Пространством изменений мы выбрали Институт гуманитарных наук, в котором более 80 образовательных программ, близких по предметным областям. На следующий год мы будем готовить наиболее успешных студентов, которые смогут выбирать себе новую траекторию, будем обучать их, как формировать свой индивидуальный учебный план».

Даже «ядро» уже предполагает выбор. Например, внутри дисциплины «Человек в современном мире» кто-то захочет углубиться в цифру, кто-то — в экономику, кому-то интересна философия. Звучит интересно, но как преподавателю вести поточные лекции, если каждый выбрал разное? Евгения Жданова поясняет: в расписании могут появиться «окна» между занятиями.

«Раньше было принято, чтобы студент обучался без «окон», 3-4 пары. Индивидуальные образовательные траектории подразумевают обучение полного дня. У студента должны быть коворкинги, где он может заниматься самостоятельной работой. Одна из причин, по которой мы выбрали ИГН, это наличие общего корпуса, в котором можно обустроить дополнительные пространства для студентов», — уточняет проректор.

По словам Ждановой, во время «окон» у студентов будет возможность заниматься самообразованием, работать с литературой, общаться со сверстниками, проводить время на мероприятиях, воркшопах, тренингах, да и просто отдохнуть и попить кофе.

Евгения Анатольевна уверена — при таком подходе у студентов будет больше мотивации учиться, ведь в их учебных планах будет то, что им действительно интересно.

С материалом полностью можно ознакомиться по ссылке.

Версия для печати
поделиться