Основные направления развития образования в Российской Федерации стали одним из главных пунктов повестки итогового в этом году заседания Совета Российского союза ректоров (РСР) под председательством президента РСР, ректора МГУ им. М.В. Ломоносова Виктора Садовничего, с участием помощника президента РФ Андрея Фурсенко и министра образования и науки РФ Ольги Васильевой. Были подняты многие важные вопросы, связанные с будущим российской высшей школы.
Новый международный рейтинг университетов, разрабатываемый в России, представил В. Садовничий. К сегодняшнему дню есть база рейтинга, определены критерии оценки вузов и название – «Три миссии университетов» (образование, наука и влияние вуза на общество). Ожидается, что к апрелю следующего года будет опубликован российский сегмент рейтинга, к сентябрю – полная его версия.
Гуманитарное образование
Министр образования и науки России призвала всех ректоров обратить особое внимание на гуманитарное образование, а ректоров технических вузов – не исключать гуманитарные предметы из программ подготовки инженеров: ведь «выпускники должны быть широко образованными людьми». По оценке министра, здесь «у нас действительно проблемы, и большие проблемы». Многие технические вузы стремятся за счет гуманитарных дисциплин усилить инженерный блок. Но и в классических университетах, отмечали ректоры, ситуация с подготовкой гуманитариев оставляет желать лучшего. В последние годы контрольные цифры приема (КЦП) на технические специальности значительно выросли, на гуманитарные, соответственно, уменьшились, а в некоторых вузах, с учетом конкурсного порядка распределения КЦП, и вовсе сошли на нет.
По словам ректора Алтайского государственного университета С. Землюкова, за последние 10 лет в АлтГУ на такие направления подготовки, как филология, история, философия, искусство и психология, бюджетные места либо не давали совсем, либо выделяли не более пяти.
Прием в вузы
В. Садовничий обратился к министру с просьбой разрешить вузам проводить собственный дополнительный письменный экзамен и учитывать его результат наряду с оценками ЕГЭ. О. Васильева отметила своевременность постановки вопроса, однако добавила, что заставлять тут никто никого не будет.
«Вопрос о предоставлении права проведения внутреннего экзамена всем российским вузам, включая в первую очередь медицинские, инженерные и педагогические, требует обсуждения», – подчеркнула министр.
В самой высшей школе единого мнения на этот счет нет: ведь собственный экзамен открывает путь не только к определению творческого потенциала абитуриента, но и к коррупции.
Сеть опорных университетов
О. Васильева заявила, что программа создания опорных университетов продолжится, однако перестанет быть обязательным условием объединения или реорганизации вузов, до сих пор бывшим необходимым для участия в конкурсе на получение этого статуса.
...Судя по всему, министр образования и науки готова пойти навстречу ректорам и смягчить некоторые требования к вузам, выдвинутые в рамках модернизации высшей школы министрами-предшественниками. Во всяком случае, признаки такого смягчения просматриваются в ее высказываниях.