В 2019 году Российский фонд фундаментальных исследований поддержал проект опорного вуза Алтайского края, посвященный социокультурной адаптации древнего населения региона — андроновской культуры периода бронзового века. В команду проекта под названием «Биоархеологические подходы к проблемам адаптации андроновского населения Алтая», которым руководит ведущий научный сотрудник лаборатории междисциплинарного исследования археологии Западной Сибири и Алтая АлтГУ кандидат исторических наук Дмитрий Валентинович Папин, вошли и ученые лаборатории палеогенетики и палеогеномики ИЦиГ СО РАН во главе с заведующим лабораторией кандидатом биологических наук Александром Сергеевичем Пилипенко.
«С археологами Алтайского госуниверситета мы успешно сотрудничаем уже на протяжении нескольких лет. Сейчас мы реализуем большой проект по генетическому исследованию населения андроновской культуры и миграционной волны эпохи развитой Бронзы. Его конечная цель — получить новые генетические данные, расширить количество локально-территориальных групп андроновского населения и включить их в комплексное представление об этой группе этого исторического периода. Сейчас идет очередной этап работы — отбор материала для анализа из антропологической коллекции АлтГУ. Это образцы из могильников, на которых работают археологи Алтайского государственного университета, — рассказал Александр Пилипенко. — Мы давно и целенаправленно работаем с вузом в области генетических исследований древних ДНК. Это большой цикл исследований, который, как правило, не ограничивается сроками выполнения грантов, а далеко выходит за эти рамки».
Палеогенетика открывает новый угол зрения на традиционные исследования археологов. С помощью независимых методов она проверяет, тестирует выводы коллег-археологов, подтверждает их, или опровергает.
«В частности, изучая андроновскую культуру, мы пришли к выводу, что она лучше всего маркируется (определяется по ряду признаков) благодаря мужскому генофонду. Андроновцы отличались их от представителей других культур, например, афанасьевской — это были преимущественно светловолосые и голубоглазые мужчины. Сейчас стало понятно, что именно мужской генофонд андроновской культуры, привнесенный в эпоху развитой бронзы на юг Сибири, сыграл ключевую роль в развитии населения данной территории на протяжении нескольких тысячелетий. В то же время сценарий взаимодействия между андроновскими мигрантами и местным населением на разных территориях не был одинаковым. Где-то андроновская культура сохраняла свою специфику, например, в Минусинской котловине, тогда как, например, в Барабинской лесостепи происходило активное взаимодействие с аборигенами, в результате чего через несколько поколений от андроновцев здесь остается лишь несколько элементов», — уточнил Александр Пилипенко.
Также ученый отметил, что специалистов, кроме всего прочего, интересует более глубокий взгляд на популяционные генетические процессы: как андроновцы взаимодействовали с местным населением, включали ли они в свою среду местных мужчин или женщин, как это происходило на разных территориях, чем и почему отличалось. Над решением этих вопросов сейчас и работает коллектив барнаульских и новосибирских специалистов.