Проект состоит из двух блоков: научного и образовательного. О специфике и перспективах образовательной части проекта рассказывает Евгения Анатольевна Жданова, первый проректор по учебной работе АлтГУ:
- Образовательная часть проекта представлена шестью магистерскими программами в трех направлениях: социально-экономическом, гуманитарном и естественно-научном. В их разработке участвуют три стороны: заказчики, вузы-эксперты и вузы-партнеры, которым предстоит реализовать эти программы.
В пул стейкхолдеров входят учреждения и предприятия России и стран Большого Алтая: Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Киргизии, Китая. Потенциальные заказчики образовательных программ определят необходимые компетенции, которые должны быть освоены в рамках обучения в магистратуре. Выпускники разрабатываемых образовательных программ будут трудоустроены в эти организации.
Вузы стран Большого Алтая, с которыми АлтГУ связывают прочные связи, выступят в качестве вузов-экспертов, участвующих в разработке программ, и вузов-партнеров, совместно с которыми эти программы будут реализованы.
Программы в большей степени ориентированы на иностранных граждан, но студентами станут и выпускники-бакалавры российских вузов. Международная коллаборация дает возможность расширить потенциал программ: вузы-партнеры, с которыми университет сотрудничает много лет, готовы объединить усилия, сделать эти программы и сетевыми, и двудипломными.
Еще одна особенность этого образовательного проекта – все программы будут носить междисциплинарный характер. Так, например, программа 42.04.01 «Реклама и связи с общественностью», профиль «Социальная безопасность медиапространства Большого Алтая» соединяет в себе компетенции, с одной стороны, в сфере рекламы и PR, с другой – юриспруденции. Таким образом, у программы будет несколько научных руководителей: представитель института медиакоммуникаций и представитель юридического института.
Третьим руководителем программы выступит представитель вуза-эксперта. Активно в этой роли себя проявили, например, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева (Казахстан), Киргизский Национальный университет имени Жусупа Баласагына и другие вузы.
В ближайшее время с заказчиками каждой из образовательных программ состоятся встречи, на которых будут определены компетенции, необходимые этим организациям. Следующим шагом по разработке программ станет экспертно-аналитическая сессия, в рамках которой будут определены ключевые компоненты программ, учтены нюансы, определены роли вузов-партнеров.
Первый набор на образовательные программы университет планирует осуществить в 2021 году. Стейкхолдеры программ уже определены. Так, у упомянутой программы «Социальная безопасность медиапространства Большого Алтая» заказчиками выступают Министерство культуры и информации республики Казахстан, Министерство культуры и информации республики Кыргызстан, Управление печати и массовых коммуникаций Алтайского края, УМФС России по Алтайскому краю, отдел по вопросам миграции УМВД Росси по Барнаулу и издательский дом «Алтапресс». Принципиальна для проекта точечная подготовка и целевая направленность трудоустройства, потому что программы не рассчитаны на массового зарубежного и российского абитуриента.
Этот проект позволит не только решить актуальные для организаций и компаний стран Большого Алтая задачи, подготовив для них штучных специалистов, но и расширит научный потенциал вузов-партнеров в области изучения алтаистики, тюркологии, монголоведения.
Спецификой проекта является его целостность: новые образовательные магистерские программы полностью соответствуют научным направлениям, представленным в проекте. У магистрантов будет возможность погрузиться в деятельность научных школ, сделать первые исследовательские шаги. И, вполне вероятно, они продолжат свой путь в науку, продолжив обучение в аспирантуре университетов-партнеров.
Проект «Тюрко-монгольский мир «Большого Алтая»: единство и многообразие в истории и современности» ориентирован на подготовку уникальных специалистов, со сформированным научным мировоззрением, отвечающим запросам работодателей, подкованных в нескольких направлениях, погруженных в межкультурную специфику и в то же время сохраняющих национальную самоидентичность в пространстве Большого Алтая.