1. Порядок взаимодействия головных (базовых) вузов УШОС в области совместной подготовки магистров
1.1. Взаимодействие университетов ШОС в области совместной подготовки магистров целесообразно вести на основе типового Соглашения между головными (базовыми) вузами Университета ШОС по совместной подготовке магистров по направлению («Экология», «Регионоведение», «Энергетика», «Нанотехнологии», «IT-технологии»). Типовое соглашение оговаривает порядок приема на программу, формы и технологии подготовки.
Управление процессом согласования магистерских программ по направлениям подготовки осуществляется национальными и международными экспертными комиссиями. В их ведении находится согласование учебных планов и программ внутри страны (национальные экспертные комиссии) и за рубежом (международные экспертные комиссии), а также их дальнейшая корректировка, расширение и т.д. Всего формируется пять национальных экспертных комиссий по каждому из направлений подготовки («Экология», «Педагогика», «Регионоведение», «Энергетика», «Нанотехнологии», «IT-технологии»). Из национальных экспертных комиссий по каждому направлению подготовки формируются международные экспертные комиссии. Выбор форм и компонентов согласования программ находится в ведении экспертной комиссии по направлению.
1.2. Сначала согласование программ или выдвижение инициатив по их изменению происходит на уровне национальной экспертной комиссии, а затем консолидированное решение выносится на уровень международной экспертной комиссии по направлению. Поскольку в настоящий момент России поручена разработка базовых документов по формированию Университета ШОС, то первичные материалы по согласованию магистерских программ разрабатываются российскими экспертными комиссиями по направлениям, а затем выносятся на обсуждение национальных экспертных комиссий.
1.3. Национальная экспертная комиссия по каждому направлению включает по два представителя от каждого головного (базового) Университета ШОС. При этом рекомендуемый состав членов комиссии от каждого вуза должен включать проректора и одного эксперта-методиста по направлению. Свое решение комиссия принимает путем достижения консенсуса.
1.4. По каждому направлению назначается вуз-координатор. Определение вуза-координатора осуществляется либо национальными министерствами, либо путем согласования головными вузами по каждому направлению подготовки. В обязанности вуза-координатора входит:
2. Пять шагов по порядку согласования магистерских программ
2.1. Согласование программ осуществляется в два этапа:
Первый этап: согласование программ или выдвижение инициатив по их изменению происходит на уровне национальных экспертных комиссий по каждому направлению подготовки.
Второй этап: консолидированное решение выносится на уровень международных экспертных комиссий по каждому направлению подготовки.
2.2. Первый шаг (осуществляется на национальном уровне)
2.2.1. Каждый головной (базовый) вуз в рамках своего направления подготовки магистров предлагает свою магистерскую программу в рамках пяти утвержденных направлений подготовки в УШОС. Таким образом, в рамках одного направления могут быть предложены несколько магистерских программ от каждой страны.
2.2.2. При запуске Университета ШОС в полноформатном режиме количество магистерских программ, предлагаемых одним головным (базовым) вузом УШОС, не ограничено, однако на этапе становления УШОС целесообразно придерживаться принципа: «один вуз – одна магистерская программа».
2.2.3. Национальные головные (базовые) вузы по каждому направлению могут придти к соглашению о том, что они все или несколько из них выбирают общую магистерскую программу.
2.2.4. При выдвижении магистерских программ от каждого головного (базового) УШОС рекомендуется исходить из следующих принципов:
2.3. Второй шаг (осуществляется на национальном уровне)
2.3.1. Головные (базовые) вузы УШОС внутри каждого направления подготовки предпринимают следующие шаги:
2.3.2. Содержание курсов и программ подготовки магистров не является объектом согласования национальных головных (базовых) вузов УШОС.
2.3.3. Каждый национальный головной (базовый) вуз по направлению помимо общей программы и списка дисциплин определяет несколько приоритетных рекомендуемых курсов для обучения студентов УШОС (3–4 курса в рамках предлагаемой магистерской программы). Приоритетные курсы должны наиболее ярко характеризовать научно-педагогическую школу, сформировавшуюся в данном головном вузе. По этим же курсам в первую очередь следует готовить полные комплекты УМК. Приоритетные рекомендуемые курсы предназначены для облегчения работы тьюторов других головных (базовых) вузов при выборе образовательной траектории для своих студентов.
2.4. Третий шаг (осуществляется на национальном уровне)
2.4.1. Головные (базовые) вузы УШОС внутри каждого направления подготовки формируют пакет документов для передачи зарубежным вузам-координаторам по их направлению, включающий:
2.4.2. Прием в головной (базовый) вуз УШОС осуществляется на основе стандартных требований к приему иностранных студентов данного вуза (страны).
2.5. Четвертый шаг (осуществляется на международном уровне)
2.5.1. Национальные вузы-координаторы по каждому из пяти направлений:
2.6. Пятый шаг (осуществляется на международном уровне)
2.6.1. Головные (базовые) вузы по направлению на уровне вузов-координаторов:
2.6.2. Координационный совет УШОС согласует шкалу перевода национальных оценок университетов-партнеров.
2.6.3. При согласовании программ следует учитывать:
2.6.4. Согласование курсов происходит в виде взаимного признания равноценности курсов (модулей) из расчета равного количества академических часов (кредитов) и соответствующей оценки качества знаний. Курсы, прослушанные в одном из головных (базовых) вузов, УШОС засчитываются по количеству часов (кредитов) в рамках программы, которую студент проходит в своем основном вузе УШОС.
2.6.5. Каждый головной (базовый) вуз в рамках своего направления подписывает двустороннее/многостороннее «Соглашение между головными (базовыми) вузами Университета ШОС по совместной подготовке магистров по направлению («Экология», «Регионоведение», «Педагогика», «Энергетика», «Нанотехнологии», «IT-технологии»)».