Методика согласования магистерских программ

1. Порядок взаимодействия головных (базовых) вузов УШОС в области совместной подготовки магистров

1.1. Взаимодействие университетов ШОС в области совместной подготовки магистров целесообразно вести на основе типового Соглашения между головными (базовыми) вузами Университета ШОС по совместной подготовке магистров по направлению («Экология», «Регионоведение», «Энергетика», «Нанотехнологии», «IT-технологии»). Типовое соглашение оговаривает порядок приема на программу, формы и технологии подготовки.

Управление процессом согласования магистерских программ по направлениям подготовки осуществляется национальными и международными экспертными комиссиями. В их ведении находится согласование учебных планов и программ внутри страны (национальные экспертные комиссии) и за рубежом (международные экспертные комиссии), а также их дальнейшая корректировка, расширение и т.д. Всего формируется пять национальных экспертных комиссий по каждому из направлений подготовки («Экология», «Педагогика», «Регионоведение», «Энергетика», «Нанотехнологии», «IT-технологии»). Из национальных экспертных комиссий по каждому направлению подготовки формируются международные экспертные комиссии. Выбор форм и компонентов согласования программ находится в ведении экспертной комиссии по направлению.

1.2. Сначала согласование программ или выдвижение инициатив по их изменению происходит на уровне национальной экспертной комиссии, а затем консолидированное решение выносится на уровень международной экспертной комиссии по направлению. Поскольку в настоящий момент России поручена разработка базовых документов по формированию Университета ШОС, то первичные материалы по согласованию магистерских программ разрабатываются российскими экспертными комиссиями по направлениям, а затем выносятся на обсуждение национальных экспертных комиссий.

1.3. Национальная экспертная комиссия по каждому направлению включает по два представителя от каждого головного (базового) Университета ШОС. При этом рекомендуемый состав членов комиссии от каждого вуза должен включать проректора и одного эксперта-методиста по направлению. Свое решение комиссия принимает путем достижения консенсуса.

1.4. По каждому направлению назначается вуз-координатор. Определение вуза-координатора осуществляется либо национальными министерствами, либо путем согласования головными вузами по каждому направлению подготовки. В обязанности вуза-координатора входит:

  • координация деятельности головных (базовых) вузов внутри страны по каждому направлению подготовки;
  • представление на заседании международных экспертных комиссий позиции и программ головных (базовых) вузов от страны по направлению подготовки;
  • поддержание связи с национальным Министерством образования и постоянно действующей экспертной рабочей группой государств – членов ШОС по сотрудничеству в области образования;
  • ведение текущей документации по направлению подготовки;
  • подержание связи и предоставление материалов в ректорат Университета ШОС.

2. Пять шагов по порядку согласования магистерских программ

2.1. Согласование программ осуществляется в два этапа:

Первый этап: согласование программ или выдвижение инициатив по их изменению происходит на уровне национальных экспертных комиссий по каждому направлению подготовки.

Второй этап: консолидированное решение выносится на уровень международных экспертных комиссий по каждому направлению подготовки.

Далее представлены пять основных шагов согласования:

2.2. Первый шаг (осуществляется на национальном уровне)

2.2.1. Каждый головной (базовый) вуз в рамках своего направления подготовки магистров предлагает свою магистерскую программу в рамках пяти утвержденных направлений подготовки в УШОС. Таким образом, в рамках одного направления могут быть предложены несколько магистерских программ от каждой страны.

2.2.2. При запуске Университета ШОС в полноформатном режиме количество магистерских программ, предлагаемых одним головным (базовым) вузом УШОС, не ограничено, однако на этапе становления УШОС целесообразно придерживаться принципа: «один вуз – одна магистерская программа».

2.2.3. Национальные головные (базовые) вузы по каждому направлению могут придти к соглашению о том, что они все или несколько из них выбирают общую магистерскую программу.

2.2.4. При выдвижении магистерских программ от каждого головного (базового) УШОС рекомендуется исходить из следующих принципов:

  • студенты УШОС на первом этапе (возможно и на последующих) будут обучаться совместно с основным потоком студентов данного университета, в тех же группах и по тем же программам. Таким образом, отдельные группы под студентов УШОС не создаются. Решение о создании отдельных групп для студентов УШОС может приниматься вузом в каждом конкретном случае исходя из целесообразности;
  • желательно учитывать потребности стран ШОС в кадрах, а также научных, экспертных и практических разработках при определении магистерской программы для УШОС (согласно Концепции УШОС).

2.3. Второй шаг (осуществляется на национальном уровне)

2.3.1. Головные (базовые) вузы УШОС внутри каждого направления подготовки предпринимают следующие шаги:

  • формируют национальную экспертную комиссию по направлению (см. п.1.2. порядка взаимодействия вузов);
  • выбирают вуз-координатор по направлению, который будет представлять интересы всего направления как внутри страны, так и на международном уровне (см. п. 1.4 порядка взаимодействия вузов);
  • согласуют единую форму представления и содержания УМК;
  • согласуют единые требования к количеству академических часов и образовательных кредитов, необходимых для подготовки выпускника-магистра, а также соотношение обязательных курсов и курсов по выбору (в России определяется государственным образовательным стандартом);
  • согласуют систему и формы защиты магистерской диссертации для студентов УШОС (очная защита, защита на иностранном языке, защита в присутствии руководителя магистерской диссертации из другой страны);
  • согласуют единую систему оценки знаний студентов и общие критерии выставления оценок.

2.3.2. Содержание курсов и программ подготовки магистров не является объектом согласования национальных головных (базовых) вузов УШОС.

2.3.3. Каждый национальный головной (базовый) вуз по направлению помимо общей программы и списка дисциплин определяет несколько приоритетных рекомендуемых курсов для обучения студентов УШОС (3–4 курса в рамках предлагаемой магистерской программы). Приоритетные курсы должны наиболее ярко характеризовать научно-педагогическую школу, сформировавшуюся в данном головном вузе. По этим же курсам в первую очередь следует готовить полные комплекты УМК. Приоритетные рекомендуемые курсы предназначены для облегчения работы тьюторов других головных (базовых) вузов при выборе образовательной траектории для своих студентов.

2.4. Третий шаг (осуществляется на национальном уровне)

2.4.1. Головные (базовые) вузы УШОС внутри каждого направления подготовки формируют пакет документов для передачи зарубежным вузам-координаторам по их направлению, включающий:

  • аннотацию магистерской программы на русском и на китайском языке, включающие описание компетенций и навыков;
  • учебный план программы с указанием академических часов/кредитов по каждому курсу (модулю);
  • систему оценки знаний и контроля качества знаний студентов;
  • комплекты УМК по приоритетным рекомендуемым курсам;
  • порядок утверждения тем магистерских диссертаций, рекомендуемые темы магистерских диссертаций, порядок совместного руководства магистерской диссертации;
  • правила зачисления на магистерскую программу в каждый вуз, а также пакет документов, который необходимо представить (в частности, дипломы об образовании не ниже степени бакалавра, справку о здоровье, документы, удостоверяющие личность и т.д.);
  • правила зачисления на отдельные курсы программы (в том случае, если студент желает прослушать лишь один или несколько выбранных курсов, без получения диплома иностранного головного вуза УШОС);
  • стоимость обучения на программе (если студент обучается на контрактной основе) и проживания на территории университета;
  • минимальные требования к знанию языка, на котором ведется преподавание для студентов УШОС (официальные языки ШОС) как к языку специализации на основе национальных стандартов тестирования.

2.4.2. Прием в головной (базовый) вуз УШОС осуществляется на основе стандартных требований к приему иностранных студентов данного вуза (страны).

2.5. Четвертый шаг (осуществляется на международном уровне)

2.5.1. Национальные вузы-координаторы по каждому из пяти направлений:

  • обмениваются подготовленными пакетами документов (см. «Третий шаг»);
  • национальные экспертные комиссии проводят анализ пакета документов, представленных зарубежными вузами-координаторами.

2.6. Пятый шаг (осуществляется на международном уровне)

2.6.1. Головные (базовые) вузы по направлению на уровне вузов-координаторов:

  • обмениваются информацией о формах контроля качества знаний и критериях выставления оценок по каждому направлению;
  • согласуют систему и формы защиты магистерской диссертации для студентов УШОС (в случае получения дипломов вузов двух стран); форма согласования определяется соглашением;
  • согласуют, какие курсы по каждой программе могут быть взаимозачтены (из расчета равного количества академических часов и соответствующей оценки качества знаний).

2.6.2. Координационный совет УШОС согласует шкалу перевода национальных оценок университетов-партнеров.

2.6.3. При согласовании программ следует учитывать:

  • программы подготовки магистров разных стран не должны быть обязательно аналогичны друг другу по содержанию и основным курсам (модулям);
  • согласование программ подготовки магистров допускается только по одному направлению подготовки.

2.6.4. Согласование курсов происходит в виде взаимного признания равноценности курсов (модулей) из расчета равного количества академических часов (кредитов) и соответствующей оценки качества знаний. Курсы, прослушанные в одном из головных (базовых) вузов, УШОС засчитываются по количеству часов (кредитов) в рамках программы, которую студент проходит в своем основном вузе УШОС.

2.6.5. Каждый головной (базовый) вуз в рамках своего направления подписывает двустороннее/многостороннее «Соглашение между головными (базовыми) вузами Университета ШОС по совместной подготовке магистров по направлению («Экология», «Регионоведение»,  «Педагогика», «Энергетика», «Нанотехнологии», «IT-технологии»)».

https://www.asu.ru/?v=sw0