Вначале был красный: Ученый-культуролог АлтГУ Елена Балакина о цвете 2023 года

13 января 2023 Ред. сайта
Иллюстрация к анонсу: pantone.com

Цветом 2023 года исследовательский центр Pantone Color Institute определил карминовый красный. Теперь этот оттенок появится в коллекциях модных домов, в дизайн-проектах, трендах макияжа, маникюра и в рекламе. Кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и дизайна института гуманитарных наук Алтайского госуниверситета Елена Балакина рассказывает, что означает карминовый оттенок в культуре.

В современных исследованиях изучаются психологические, физиологические, эмоциональные и интеллектуальные реакции человека на цвет, сложившиеся к концу ХХ века в «хроматизм» – междисциплинарное направление исследований реального человека в реальной среде посредством цветоанализа. Название этого учения происходит от греческого понятия «хрома», означающего цвет как выражение психического состояния, как информационно-энергетическое выражение эмоций и глубокого чувства, физически материализованного в красках.

Карминовый цвет в эстетическом поле культуры и индивидуальном облике человека, в художественном образе не может остаться незамеченным. С его помощью можно внести необходимый яркий акцент в образ, мысль, картину мира, освежить палитру переживаемых чувств. Он всегда оказывается в центре внимания, и это ко многому обязывает.

В названии «кармин» звучит южная огненная страсть, матовая роскошь бархата и блеск королевских рубинов, неиссякаемая энергия молодости, экспрессия свежего чувства и мерцание старинного вина. Оно вызывает ассоциации с мантией монарха, с государственной геральдикой, с героическим чувством, восторгом и победой, предельной степенью страдания и счастья.

Современный кармин производится из синтетического пигмента с максимальным уровнем светостойкости, тогда как изначально преимущества в яркости цвета обеспечивали ему измельчённые частицы панциря насекомого кошенили, обитающего в Африке и Южной Америке.

Кармин – это цвет пигмента кармин и большая группа «карминовых» оттенков (от арабского «Charma» – «красный»). Древние египтяне, римляне и греки использовали натуральный кармин для окраски тканей. В Средние века из-за высокой стоимости пигмента только высокопоставленные лица могли позволить себе алые одежды. В Европе в начале XVI века цены на кармин достигали цен на золото.

В русском языке появление слова «кармин» датируют 1723 годом. Чаще всего значение слова «кармин» толкуется как «красная, алая краска, изготовляемая из кошенили». Она отличается ярким тоном, который может быть назван карминным или карминовым, но точного цветового значения у этих прилагательных в русском языке не сложилось.

Судя по редким контекстам русской литературы, слово «кармин» может характеризовать цвет окрашенных предметов (например, помады) и предметов естественного красного тона (например, цвет листьев или плодов деревьев): «Фасады домов пылали последними карминными листьями дикого винограда, а в садах, за оградами, догорали осенние цветы» (Ф. Гладков «Энергия»); «К плодам хурмы, карминным, покрытым сизым потом, нельзя было прикасаться: они от этого портились» (К. Паустовский «Колхида»).

Название «карминный» употребляется в русском языке достаточно редко, так как в нём имеются более привычные обозначения красного цвета: алый и пунцовый.

В теории цвета И. Гёте пурпурный как один из вариантов красного цвета, называется истоком всех цветов вообще: «Кто знает призматическое происхождение пурпура, тот не сочтёт за парадокс, если мы будем утверждать, что этот цвет частью актуально, частью потенциально содержит в себе все остальные цвета».

Смысловую основу красного цвета составляли жизненные силы и солнце. Энергия жизни, включенная в картину мира, получила образное выражение в красном цвете. Бесспорным лидером стал красный цвет в эпоху живописного авангарда: кубисты, супрематисты, футуристы искали в нем силу, энергию, страсть, храбрость, мужество, ярость.

В народной художественной культуре красный оставался любимым, высшим по значимости, самым торжественным и сакральным цветом, воплощая мирную и добрую, высокую эстетику красоты и гармонии. Предполагается, что посредством яркости красного цвета в традиционной культуре выражалось стремление скрыть (от себя и окружающих), компенсировать отрицательные эмоции и воздействия, довести их при помощи цвета до положительного качества.

В славянском этносе цветовая символика выражала, прежде всего, образное восприятие основных сакральных ценностей, высших сил духовного мира. Поклонение Яриле-Солнцу, Огню обусловило и особое главенство красного цвета в семейно-бытовой, календарно-хозяйственной и религиозно-культовой обрядности. Центральную роль красного цвета в русской национальной символике исследователи выделяют уже с IX века, что чётко и наглядно прослеживается в языке, фольклоре, традиционной картине мира.

Словом «красный» обозначается всё лучшее, высококачественное (красный товар, красная рыба, красная дичь), всё красивое, прекрасное, сильное (красная девица, красный молодец), всё редкое, официально высокое, почётное (красный угол, красная площадь, красная печать, красное место, красная книга). В русском языке красный цвет идеализируется, поэтизируется как алый, аленький, сближается с цветом калины, малины, рябины.

В данном контексте оказываются совершенно неслучайными ставшие легендарными «Алые паруса» А. Грина – как высшее выражение образа счастья, романтической любви, благородства, недостижимого совершенства, доброго животворящего исцеляющего чуда.

Особый пласт для размышлений о смысловом поле и культурно-эстетическом значении цвета «кармин» открывают философские теории об огненной природе творчества во всех его проявлениях – творчества ремесленного, образовательного, научного, художественного и духовного, которому сопутствуют такие огненные характеристики, как горение, озарение, свет, жар, преображение. Творчество как осознанная деятельность связана именно с созиданием: порождением новых идей, совершением открытий, построением новых научных и художественных миров, моделей и концепций, новых представлений о мире и человеке, о высшей цели духовного и ценностно-эстетического развития человечества.

Обществу, устремляющему развитие культуры в восходящем направлении, цвет «кармин» оказывает незримую помощь дополнительными символическими смыслами «справедливости» и «закона», помогая преодолеть негативные и низменные тенденции реальной жизни и подтянуть, преобразить их до идеала.

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0