Инклюзивное образование – проблемы и перспективы

25 ноября 2015 Пресс-центр Колледжа АлтГУ

Преподаватели Колледжа АлтГУ с 16 по 19 ноября приняли участие в программе повышения квалификации «Инклюзивное образование в высшей школе», реализованной ЦППКП АлтГУ под руководством Ольги Петровны Морозовой.

Как отметила руководитель программы, директор Центра инклюзивного образования АлтГУ Елена Александровна Антипова, актуальность его проведения продиктована необходимостью создания и обеспечения комфортных условий обучения в вузах страны молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.

Ведущими преподавателями программы выступили Владислав Генрихович Залевский, Яна Константиновна Смирнова и Татьяна Сергеевна Табурова, преподаватели факультета психологии и педагогики.

Каждый день семинара не только был насыщен в плане информационной составляющей, но и сопровождался горячими обсуждениями рассматриваемых вопросов.

Знакомство с системой инклюзивного образования началось с определения задач и нормативно-правовой базы, которую обозначила Елена Александровна Антипова.

Владислав Генрихович Залевский в своем выступлении акцентировал внимание на том, что стратегическая задача, на его взгляд, состоит в первую очередь в изменении массового сознания по отношению к лицам с ОВЗ. Необходимо личностное восприятие людей с ОВЗ как равнозначных нам, тем более что понятие «нормы» достаточно условно, так как у каждого из нас имеются определенные особенности.

Тактическая задача, по его мнению, заключается в том, чтобы преподаватель прежде всего установил отношения со студентом с ОВЗ, узнал, чем он живет, чем интересуется, что из себя представляет как личность.

Татьяна Сергеевна Табурова и Яна Константиновна Смирнова осветили вопрос о видах и особенностях нарушений в развитии. Особенно много вопросов возникло у слушателей относительно психических нарушений – шизофрении и эпилепсии.

Яна Константиновна и Владислав Генрихович старались максимально доступно представить слушателям арсенал методических средств работы со студентами с ОВЗ. Многочисленные вопросы участников свидетельствовали о серьезной заинтересованности в обсуждаемых проблемах.

По завершении программы мы обратились к Владиславу Генриховичу с вопросами: «В чем вы видите позитивные аспекты реализации идеи инклюзивного образования в вузовской среде? Какие проблемы вы прогнозируете в процессе ее внедрения в практику работы?»

Владислав Генрихович дал следующий комментарий:

«Возможность включить студентов с ограниченными возможностями здоровья в социально-культурное образовательное пространство вуза позволит "вывести из тени" достаточно большое количество молодых людей, которые не могут полностью самостоятельно реализовывать свой интеллектуальный потенциал, развиваться и, что тоже немаловажно, приносить пользу обществу, быть в конечном счете полноценными налогоплательщиками. Кроме того, возможность строить взаимодействие с лицами с ОВЗ может подтолкнуть к повышению терпимости субъектов образовательного процесса и социума в целом, но терпимость понимается здесь не как "евротолерантность", а как славянское великодушие.
Негатив, собственно говоря, один – социальная, инфраструктурная, педагогическая и психологическая недоработанность процедуры, содержания и философии инклюзии в системе высшего образования».

Многие вопросы на занятиях вызывали неоднозначную реакцию, как и мнения участников по итогам программы.

Однако по итогам участия в программе преподаватели колледжа отметили несомненную значимость обсуждения данного вопроса, содержательность материала и его практическую ценность, а также диалогический стиль общения всех участников программы.

От лица преподавательского состава и администрации Колледжа выражаем искреннюю признательность ЦППКП за организацию данного мероприятия, а преподавателям – за проведение интересных учебных занятий.

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0