Аспирантура спасет науку

15 июня 2010

Ни для кого не секрет, что российская наука переживает сейчас не лучшие времена. Что нужно предпринять, чтобы возродить былую славу российской науки? В Высшей школе экономики, например, считают, что реформу стоит начинать с аспирантуры. В ВШЭ решили пойти нестандартным путем – сначала поставить эксперимент своими силами и только в том случае, если он удастся, просить денег у государства на расширение эксперимента в рамках всей страны. Речь идет о внедрении кардинально нового метода подготовки аспирантов, о так называемой аспирантуре полного дня.

Попробуем разобраться, как на базе одного конкретно взятого вуза можно подготовить молодого ученого, знания которого будут котироваться на мировом рынке труда. «В условиях высокой научной мобильности в мире было бы некорректно предполагать, что молодой ученый может и должен работать только в нашей стране. От того, каких ученых мы подготовим, будут судить о российской системе подготовки и о нашем вузе в частности», – заявил ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Даете частные уроки?

Добавить на это место свое объявление Проблемы российской науки, в первую очередь, связаны с качеством подготовки аспирантов, – уверен ректор Вышки. За последние 20 – 25 лет в России практически разрушен институт аспирантуры, который должен заниматься подготовкой молодых кадров для науки.

Это связано с тремя основными причинами:

- отсутствием нормального финансирования и, как следствием, крайне низким уровнем защит кандидатских и докторских диссертаций и фактической ликвидацией института очной аспирантуры, что привело к практически полному разрушению института подготовки молодых ученых.
- девальвацией ценности научной степени. Степень кандидата и доктора наук стали покупаться для престижа.
- подготовкой аспирантов по устаревшим программам, не отвечающим современным требованиям времени.

Путей решения данной проблемы может быть несколько. В Вышке решили не ждать инициативы государства, а своими силами попробовать изменить ситуацию. В том случае если опыт окажется успешным, он может быть распространен на другие российские вузы.

В настоящее время инициативу Ярослава Кузьминова поддержали его коллеги по Ассоциации ведущих вузов России, которые заявили, что планируют в ближайшие годы вести и в своих университетах новый вид подготовки аспирантов.
В Высшей школе экономике решили отказаться от традиционной немецкой и внедрить англо-саксонскую модель аспирантуры.

Главные тезисы:

- Резкое увеличение финансирования. Стипендия аспиранта в России составляет 1500 рублей. «И в страшном сне не приснится, что человек в 24 года сможет прожить на эти деньги», – заявил Ярослав Кузьминов. Поэтому было принято решение за счет внебюджетных средств вуза резко увеличить финансирование целевых аспирантов – до 25 тыс. рублей в месяц. Кроме того, занимаясь преподавательской деятельностью, аспирант будет получать еще около 15 тысяч. Таким образом, молодой ученый сможет зарабатывать около 40 тысяч. А на эти деньги вполне можно прожить, даже в Москве.

- Простого увеличения финансирования не достаточно для подготовки молодого ученого, который будет вхож в мировую научную среду. Необходимо кардинальное изменение программ подготовки. Учеба в аспирантуре должна стать серьезной работой, так же как это принято в американских вузах. Современные тенденции развития аспирантуры заключаются в постепенном отходе от только практической модели, когда молодой ученый занимается исключительно практическими изысканиями вместе со своим научным руководителем, к обучающей. Где первый год очной аспирантуры посвящается фундаментальному изучению предметов по специальности в рамках российского вуза, а уже со второго года студент привлекается к обучению либо в рамках зарубежного вуза партнера по программе PhD, либо в Вышке, но при участии иностранных преподавателей.

Кроме того, для аспирантов создается особая научная среда, в рамках которой они могут общаться и обмениваться опытом с учеными, как своего, так и значительно более высокого уровня. Два раза в год аспиранты обязаны участвовать в обучающих семинарах.
Англо-саксонская модель аспирантуры предполагает не только переход от практической составляющей к обучающей, но и отказ от практики привлечения только одного научного руководителя.

Научное руководство осуществляет преподаватель из ВШЭ, однако на правах соруководителей привлекаются и сотрудники зарубежных вузов. Кроме того, в научном руководстве через институт консультантов участвуют выпускники Вышки, получившие степень PhD за рубежом и знающие требования, которые предъявляются к кандидатам на получение этой степени, а так же готовят аспирантов к вхождению в мировое научное сообщество. Все это позволит готовить специалистов, которые будут высоко цениться на мировом научном рынке труда.

Если говорить об абсолютных цифрах, то пока они не велики. Это связано как с необходимостью платить довольно высокую стипендию, так и с необходимостью разработки качественно новых учебных программ. В 2010 план приема в очную аспирантуру – 300 человек, из них только 30 человек будут приняты в целевую аспирантуру по программе подготовки экономистов и социологов. В 2011 году – 50 человек, в 2012 – 75.
На данный момент, по словам Ярослава Кузьминова, у ВШЭ уже есть договоренность о привлечении ведущих зарубежных преподавателей к работе в рамках новой аспирантуры.

В ближайшие году будут разработаны программы для юристов и специалистов в сфере компьютерных технологий.

Зачем вузу тратить огромные деньги на подготовку таких аспирантов?

Логично предположить, что вуз вправе требовать от молодого ученого отработать средства, затраченные на его подготовку. Однако в ГУ-ВШЭ решили, что аспиранты, даже целевые – люди свободные. Судить о качестве преподавания и развития науки будут именно по тем ученым и преподавателям, которые будут известны на мировом рынке образовательных услуг. А значит, обязывать молодых ученых после окончания аспирантуры оставаться в вузе недальновидно. На их место придут молодые и талантливые ученые из Европы и США.

Если опыт подготовки целевых аспирантов окажется удачным, а в Вышке в этом не сомневаются, это даст возможность обратиться в Министерство образования с конкретным действенным планом реформы российской аспирантуры.

Юлия Дроздова, 5 баллов

поделиться
Связано с разделами
Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
https://www.asu.ru/?v=sw0