24 ноября – радостный день: в Алтайском государственном университете состоялся второй Всероссийский фестиваль науки. Его торжественно открыл видеообращением Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий.
Его слова с большим вниманием слушали собравшиеся школьники и учителя в холле Большого зала Ученого Совета. На входе в корпус «Д», где состоялось открытие, будущих абитуриентов и их учителей встречали волонтеры, которые раздавали всем участникам памятные подарки – программы фестиваля, флажки, ленточки, значки, браслеты.
Каждый пришедший на фестиваль школьник чувствовал себя в центре внимания. Волонтеры старались делать все, чтобы пришедшие остались проинформированными и довольными. «Главное – помогать людям, чтобы они чувствовали себя комфортно. Я буду сопровождать ребят до их аудиторий в корпусе М», – подчеркнула волонтер Марощенко Юлия, студентка первого курса географического факультета.
«Научный экспресс» Всероссийского фестиваля науки в АлтГУ останавливается на 11 станциях, расположенных в разных корпусах университета и посвященных разным направлениям современной науки. Что именно выбрать – зависело от настроя и интересов гостей. Кто-то прослушал лекцию, поучаствовал в тренинге по определенной тематике – и остался доволен, а кто-то попытался охватить многие сферы, посетить как можно больше станций, ведь многие из них привлекали своей включенностью в процесс познания, например: «Науки о жизни», «Из глубины веков», «Прояви себя» и др.
О станции «Познай себя» я знаю больше, чем о любой другой. Дело в том, что я участвовала в ее работе вместе со школьниками. Секция разделилась на две аудитории: 312Л и 313Л, каждая из которых встречала нас увлекательным заданием. В 312Л прошла небольшая лекция про иллюзии.
Как оказалось, треугольник, который мы видим на данной картинке, – лишь результат нашего целостного восприятия.
Человек, видя нецелый предмет, например такой, как этот треугольник, пытается построить полную картину. Таким образом, достраивает в своем сознании линии и видит треугольник. Как сказала Надежда Захаровна Кайгородова, профессор кафедры общей психологии, «на самом деле треугольника, который вы видите, не существует».
Другое свойство восприятия – предметность. На картине изображен предмет в ряду других предметов. Попробуйте сами отгадать, что изображено на этой картинке:
Надеюсь, вы увидели младенца, лежащего на спине.
Затем мы прошли ряд тестов, исследующих наш процесс запоминания. На листках, расчерченных шестнадцатью квадратами, мы рисовали слова и словосочетания. Потом вспоминали, глядя на картинки, какие слова они обозначают.
В 313Л нам предложили узнать психологический возраст каждого из нас. Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что старшеклассники чувствовали себя на 30, 40 лет!
По опроснику Д. Голланда мы определили свои профессиональные предпочтения. Было предложено выбрать наиболее привлекательные профессии, отметить их «плюсом» и внести в таблицу. Оказывается, существует шесть типов социальной направленности личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический. Большая часть посетителей станции оказались социальными и предприимчивыми, а меньше всего оказалось людей артистического типа.
В конце семинара волонтеры раздали памятки с информацией о фестивале, факультете психологии, обменялись контактами. Эта станция оказалась очень интересной и полезной для всех участников и оставила в памяти яркие впечатления!
Текст и фото Ксении Лыткиной
Учебный пресс-центр отделения связей с общественностью