Проект Яны Константиновны под названием «Становление механизмов произвольной регуляции ориентировочной части совместной деятельности на ранних этапах онтогенеза» победил в конкурсе на право получения в 2018–2019 году гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых.
«Один из самых важных моментов в деятельности человека, решающего определенную задачу, – это поиск информации, определенных признаков и моментов, которые помогают ему в достижении поставленной цели. Психологов особенно интересует малоизученный ими процесс решения человеком данной задачи в коллективе. Как он ищет эти признаки, распределяет и согласовывает их с другими людьми, – поясняет Яна Смирнова. – Особый интерес у психологов имеет процесс взаимодействия людей в дошкольном возрасте, когда еще существуют трудности контроля речи, отсутствует согласованность действия между собой. Это вопрос коммуникации людей, как они договариваются между собой, как передают свое мнение другому человеку и в итоге решают совместно конкретную задачу».
Один из основных моментов проекта молодого ученого АлтГУ – разработка модели поведения детей дошкольного возраста в коллективе. По словам исследователя, они выясняют, как на ранних этапах развивается контроль совместных действий у дошкольников и как помочь ребенку в его формировании, чтобы в дельнейшем он мог свободнее адаптироваться в коллективе.
«Существует такое понятие, как контроль действий, благодаря которому человек может своевременно скорректировать свое поведение, если что-то пошло не так при решении задачи, способен увидеть свои ошибки. Если этот механизм не развит, то ребенку трудно адаптироваться в обществе, что, соответственно, отразится на его дальнейшей взрослой жизни. Если на ранних этапах мы сможем это продиагностировать, то поможем человеку стать более эффективным в будущей жизни. Кстати, все эти признаки в том числе отражаются и на лидерских способностях человека, его умении самостоятельно выстраивать жизненную позицию», – уточнила Яна Смирнова.
Итогом работы ученого станет построение определенной модели решения данной проблемы, установление конкретных коррекционных и диагностических процедур для результативной работы дошкольных учреждений. В частности, планируется создание определенного методического, коррекционного, тестового материала, который поможет педагогам и психологам при общении с ребенком выявлять присутствие проблемы и находить способы их решения.
«Через общение, через взаимодействие, через решение общих задач мы будем учить ребенка контролировать собственную деятельность», – подытожила Яна Константиновна.