Сбор высоколобых

19 декабря 2008

На первом региональном форуме по информационным технологиям отметили высокое качество подготовки выпускников АлтГУ.

Состоявшийся 28 ноября в столице края съезд стал независимой площадкой для обмена мнениями и опытом между IT-специалистами региона. В парке-отеле "Лесные дали" собралась интеллектуальная элита края: руководители компаний, начальники IT-подразделений, специалисты отделов по информационным технологиям более 40 алтайских компаний.

В кулуарах форума журналист "АП" пообщался с некоторыми его участниками, чтобы с помощью экспертов понять, на каком этапе развития информатизации и компьютеризации находится наш регион.

АДМИНИСТРАЦИЮ ОТМЕТИЛИ ЗА ОТКРЫТОСТЬ

Валериан Деревнин, начальник управления информационных технологий в экономике Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края.

- Валериан Владимирович, наверное, трудно быть лидером во всем, ведь каждый регион добивается успехов в определенном направлении. Какие сильные стороны вы бы отметили в работе ИТ-направлений администрации края?

- На общероссийском фоне я считаю у нас наиболее продвинутой систему государственных закупок, внедренную Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края. Она максимально автоматизирована. У нас есть специализированный портал, на котором находится вся информация о предстоящих закупках и об итогах торгов.

Неслучайно Минэкономразвития России в 2008 году отметило своим дипломом администрацию Алтайского края за открытость проведения торгов.

На высоком уровне проходят открытые аукционы в электронной форме. Особенность этих аукционов в том, что потенциальные поставщики реально соревнуются, предлагая наиболее низкую цену. При этом уже третий год существенно экономятся государственные и муниципальные бюджетные средства. Доля электронных аукционов в общем объеме государственных закупок составляет 44,3% (647 электронных аукционов). За 11 месяцев 2008 года экономия от использования электронных аукционов составила 108 миллионов рублей.

- В своем выступлении перед участниками ИТ-форума вы рассказывали о создании в некоторых регионах единых центров, где население может получать максимум информационных услуг. Когда нечто подобное появится у нас?

- Такие центры уже действуют в Ярославской и Тамбовской областях и носят название многофункциональных информационных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг, в других регионах пока пытаются их создать. Затраты на открытие центра в Тамбове составили порядка 150 млн. руб. Там он находится в отдельном здании, где граждане могут получить более 120 информационных услуг. Работают 66 окон приема граждан и 9 терминалов по разным направлениям (прописка, социальная защита, оформление в собственность недвижимости и т.д. ), где можно задать свой вопрос и получить ответ сразу или через регламентированное законом время. Центр обслуживает до 1300 человек в день. На сегодняшний день мы сформировали и разместили на официальном сайте администрации Алтайского края реестр государственных услуг и регламенты их исполнения, на который могут зайти пользователи Интернета. Губернатором Алтайского края Александром Карлиным уже принято решение о создании в течение 2009 - 2010 годов многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг в г. Барнауле.

- Вложения в информационные технологии в бизнесе предполагают быструю их окупаемость. Вы считали экономический эффект от тех затрат, которые предусмотрены в краевом бюджете на информатизацию?

- Такие мероприятия не сразу окупаются. Но главная цель, которая обозначена в федеральной целевой программе "Электронная Россия" и которую декларируют и наш президент, и наше правительство, - создание удобного для населения доступа к информации, экономия его времени. Сейчас на оформление различных документов человек тратит месяц и больше. А сколько нервов! Внедрение информационных центров сделает информацию более доступной для организаций и населения, уменьшит возможность злоупотреблений.

- Как бы вы оценили уровень информатизации в нашем регионе?

- Это трудно сделать в целом по краю. Могу говорить только о развитии информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении. Росинформтехнологии ежегодно проводят мониторинг состояния информатизации в регионах России. По отдельным направлениям мы находимся в группе лидеров - в первой десятке по количеству общественных пунктов доступа граждан в сеть Интернет, в первой половине регионов, использующих электронный документооборот, лидирующее положение в России по результатам информатизации процесса государственных и муниципальных закупок.

К сожалению, на Алтае нет крупных системных интеграторов, которые бы занимались автоматизацией крупных процессов. В основном наши фирмы специализируются на поставке оборудования и его обслуживании. И когда мы объявляем конкурс на создание крупного проекта, например, банка данных социально-экономического развития края, системы госзакупок, то участие в нем принимают в основном иногородние компании. Дело в том, что такие разработки требуют больших трудозатрат и, следовательно, стоят дорого, если их делать с нуля.

- Ваше впечатление о квалификации алтайских айтишников?

- Алтайские специалисты находятся на уровне мировых стандартов.

- Кризис повлияет на эту отрасль?

- Повлияет изменением цен на оборудование и программные средства, производимые за рубежом.

ВЫШЕ СРЕДНЕРОССИЙСКОГО

Анатолий Петухов, директор управления информатизации и автоматизации Алтайского банка Сбербанка России.

- Анатолий Владимирович, всегда ли топ-менеджеры понимают важность IТ-инфраструктуры, готовы финансировать ее?

- Может, они не всегда понимают сущность того или иного IТ-процесса. Но руководителям подразделений ставят планы, для реализации которых приходится искать пути интенсификации производства. А без современных средств автоматизации сделать это невозможно.

Самое важное для руководителя IT-департамента - предоставить топ- менеджеру наиболее эффективный инструмент для ведения бизнеса исходя из имеющихся в его распоряжении финансовых и людских ресурсов. Я не думаю, что можно найти руководителя IT-департамента, которому по первому чиху увеличивают штатную численность, выделяют инвестиции для приобретения новых средств автоматизации. Но если IT-департамент экономически заинтересован дать качественные и непрерывные услуги для бизнес-процесса предприятия, то он должен иметь поддержку от потребителя услуги. И вместе с ним должен приходить к директору предприятия и доказывать необходимость внедрения проекта: объяснять выгоды от внедрения новшества, информировать о дополнительных затратах. Поход айтишника к директору предприятия в одиночку обычно не увенчивается успехом. Не может телега двигаться впереди лошади.

- Как бы вы оценили уровень автоматизации, компьютерной грамотности в нашем регионе.

- Если говорить навскидку, нам повезло, так как алтайские вузы достаточно много внимания уделяют информатике. Очень квалифицированные кадры готовят в госуниверситете, в политехе. А они формируют рынок услуг. С одной стороны, услуги становятся чуть дешевле и работодатели более активно берут в штат специалистов. И второй плюс: не надо затрачивать ресурсы на доведение специалиста до требуемой квалификации. Среди подрастающего поколения у нас более продвинутый IT-персонал, чем в соседних регионах. Этот фактор помогает и где-то подстегивает руководителей даже маленьких фирм обратить внимание на автоматизацию. Одно дело, когда на рынке дефицит IТ-специалистов и их приходится покупать за большие деньги, другое дело, когда их некий избыток. Молодежь после вузов приходит на предприятия и пишет филигранные проекты. Это некая движущая сила, которая позволяет нам говорить об уровне развития информационных технологий в регионе выше среднероссийского. Есть еще рынок предприятий, которые внедряют большие современные проекты автоматизации. Но их, к сожалению, в крае мало. Это объясняется спецификой экономики региона. Чтобы такие серьезные проекты появлялись чаще, свою роль должна играть администрация края. Она может предоставлять налоговые льготы и формировать целевые IT-программы, которые можно реализовать собственными трудовыми ресурсами, причем более дешевыми, чем в других регионах.

- На семинаре вы говорили, что вашему IT-департаменту приходится регулярно проводить обучение сотрудников банка. Возникают ли проблемы с компьютерной безграмотностью клиентов банка, когда вы им предлагаете такие услуги в вашем офисе самообслуживания?

- Нет. Изначально, внедряя новые автоматизированные решения, мы находим свой сегмент рынка, в котором они будут эффективно работать. И мы не планируем, чтобы бабушка общалась с банком посредством терминала самообслуживания. Работа в бесконтактной зоне предусматривается для продвинутых клиентов: в основном это молодежь, у которой тяга к новым технологиям, которые с компьютером на ты. Им это интересно, и они большую часть времени находятся в айтишной среде.

ЗАГРАНИЦА ПЛАТИТ ДОРОЖЕ

Дмитрий Старостенков, председатель комитета по информационным технологиям Алтайской торгово-промышленной палаты.

- Дмитрий, какие проблемы для IT-менеджеров сегодня наиболее актуальны?

- Кризис. Сокращение бюджетов. Приходится экономить, минимизировать издержки. На первый план выходит внедрение процессов, позволяющих обойтись меньшим количеством персонала.

Сейчас на рынке востребована такая услуга, как IT-аудит. Она позволяет силами сторонних квалифицированных IT-специалистов оценить эффективность действующего в организации оборудования, с тем чтобы заменить его на более экономичное.

- Чем сейчас зарабатывают IT-компании, например, "Интерра", в которой вы трудитесь?

- Мы в основном пишем программное обеспечение для западного рынка.

- Ваше конкурентное преимущество - дешевизна?

- Конечно, наши услуги дешевле, чем у американских программистов, но ненамного. Просто в США достаточно крупный рынок, и собственных кадров на реализацию всех задач не хватает. И они готовы платить выше, чем отечественные заказчики.

Западные предприятия знают, что им надо, так как они развиваются не хаотично, а в соответствии со стратегиями. И они сами выходят на рынок, предлагая заказы. Их не надо ходить и убеждать, как наших.

- Насколько престижна сегодня профессия айтишника среди молодежи?

- Программист получает в среднем в полтора-два раза больше, чем специалист другого профиля. Зарплаты московских программистов до кризиса доходили до пяти тысяч долларов.

- Как бы вы оценили уровень компьютеризации нашего края.

- Есть такое понятие - зрелость IT-инфраструктуры предприятий. Вот она находится на крайне низком уровне. Наши бизнесмены обычно покупают компьютеры, ставят на них стандартное программное обеспечение, связывают их локальной сетью, и все. Девяносто процентов предприятий используют компьютеры как печатные машинки.

- А почему так происходит?

- Руководитель предприятия должен созреть. Есть предприятия, где руководство достаточно продвинутое. Там дела идут. А на большинстве контор айтишник используется как системный администратор, который выполняет функции технического специалиста. Ему не хватает знаний и квалификации, чтобы убедить руководителя внедрять IT-технологии. Возможно, кризис изменит ситуацию.

УРОВЕНЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КРАЯ

На 1 января 2008 года в 4071 организации Алтайского края общей численностью работающих 353 тыс. человек находится 92,8 тыс. компьютеров, или 26,3 компьютера на 100 работающих (от 5,5 - в производстве одежды до 113 в финансово-кредитных организациях). В составе локальных сетей занято 73 % компьютеров. Локальные сети имеют 51,4 % организаций, электронную почту - 71,8 %, сеть Интернет - 60 %, другие глобальные сети - 8 %, выделенные каналы связи -14,9 %, сайты - 11,2 % организаций.

В органах государственного и муниципального управления имеется 7900 компьютеров и 4 тыс. принтеров.

Евгений ШУМИЛОВ, Алтайская правда, 19.12.2008 г.

Версия для печати
поделиться