Этот год показал многократный рост транспортного потока, который движется по пути Новосибирск – Барнаул – Горно-Алтайск. Но за последние годы произошла удивительная трансформация: если раньше туристы, путешествующие на автомобилях, останавливались в районе Аи и Чемала, теперь они устремились к самой границе с Монголией.
Константин Ежов, генеральный директор АО «Курорт Белокуриха» поясняет:
Чуйский тракт, начиная от Онгудайского района, представляет собой достаточно узкое, сжатое ребрами гор, ущелье. И чтобы снизить нагрузку, нужно либо существенно расширить и реконструировать тракт, либо рассмотреть альтернативу. Первый вариант, на наш взгляд, менее удачен, поскольку в таком случае сами горы превратятся буквально в строительный карьер и потеряют свой природный облик. От этого сама дорога перестанет быть такой привлекательной. Кроме того, начиная от Онгудая и до Кош-Агача, комфортных мест для размещения практически нет: берега вдоль Катуни и Чуи физически не в состоянии принять всех желающих туристов. Естественно надо понимать, что весь поток, который идет в одну сторону, вынужден тем же маршрутом возвращаться обратно. Результат — многочасовые пробки со всеми вытекающими".
Эффективным решением всех вышеназванных проблем может послужить туристское кольцо Алтая: Горно-Алтайск – Усть-Сема – Онгудай – Тюнгур – Усть-Кокса – Усть-Кан – Солонешенское – Белокуриха. Такое кольцо продемонстрирует разнообразие ландшафта, впечатлений и в разы увеличит турпоток. Кольцевые маршруты вообще всегда выигрывают (показательно «Золотое кольцо»), поэтому мы не сомневаемся, что это верное стратегическое решение", – комментируют представители бизнеса.
Александр Дунец, директор Института географии АлтГУ поясняет:
Межрегиональное сотрудничество Республики Алтай и Алтайского края необходимо для развития транспортной, инженерной и туристкой инфраструктуры. Оно предусматривает формирование кольцевых туристских потоков в центральной части Алтая. В настоящее время можно выделить три основные туристские локации «Большая Белокуриха», «Нижняя Катунь», «Чемальский район». Здесь сосредоточено основное количество туристских объектов и значительный туристский поток. Для путешествия по Алтаю туристы в основном используют Чуйский тракт, тем самым создавая значительный трафик. Проект предусматривает развитие автодороги, которая позволит разгрузить туристские локации, способствовать формированию относительно коротких и разносторонних маршрутов. В настоящее время задачей по исследованию туристского потока, объектов туристского интереса и инвестиционных площадок занимается АлтГУ и члены Русского географического общества. Планируется межрегиональная экспедиция по изучению состояния инфраструктуры и популяризации этого проекта".