Евгений Аничкин: Важно сохранить основные ценности отечественного образования — фундаментальность, гибкость и доступность

26 апреля 2023 Редакция газеты «За науку»

Завкафедрой конституционного и международного права юридического института Алтайского государственного университета, доктор юридических наук Евгений Аничкин выступил в Алтайском краевом Законодательном собрании на заседании совета по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию с докладом о трансформации высшей школы. Материалы выступления публикует газета «За науку»

Правовед АлтГУ констатировал, что перейти на систему, которая бы реально уравнивала, идентифицировала российскую и европейскую системы образования и эффективно обеспечивала образовательные и трудовые права наших выпускников в других странах Болонской системы, к сожалению, не удалось.

«Недостижение того результата, на который мы рассчитывали, вступая 20 лет назад в Болонскую систему, объяснялось во многом политическими причинами, особым отношением к стране, а не качеством российского высшего образования», — подчеркнул он.

Евгений Аничкин остановился на перспективах развития высшего образования в свере ключевых тезисов послания президента Владимира Путина.

1. Магистратуру как уровень образования ожидает определенное переформатирование. Во-первых, доступ в магистратуру на конкурсной основе будет открыт не только выпускникам бакалавриата (как есть сегодня), но и выпускникам специалитета. То есть возможности углубленной профессиональной подготовки будут предоставлены на равных, на бюджетной основе как выпускникам бакалавриата, так и выпускникам специалитета.

2. Заявленное развитие специалитета повлечет за собой не только значительное увеличение числа специальностей и увеличение контрольных цифр приема по программам специалитета, но и содержательную модернизацию соответствующих образовательных программ.

— Поскольку система высшего образования будет трансформироваться в сторону специалитета, значит, она будет акцентирована на высокотехнологичных, наукоемких, инженерных специальностях, по которым объективно не хватает бакалаврской подготовки, которые изначально больше, чем бакалавриат. Именно это позволит обеспечить экономическую и технологическую независимость России, — акцентировал внимание профессор АлтГУ.

Перспективным правовед назвал расширение целевой подготовки специалистов для предприятий и организаций путем формирования учебных групп, где студенты обучаются по заказу конкретного работодателя, по согласованному с ним учебному плану (так называемый корпоративный заказ). При этом работодатель гарантирует выпускнику трудоустройство по окончании обучения. Такой вектор будет не только способствовать усилению практикоориентированности образования, но и позволит реально повысить уровень трудоустройства выпускников по своей специальности.

Евгений Аничкин назвал необходимым восстановление должной роли социогуманитарного цикла в высшем негуманитарном образовании при сохранении базовых IT-модулей и развитии у студентов предпринимательских компетенций.

— Важно усилить рамочность образовательных стандартов нового специалитета, придав большую самостоятельность вузам в построении образовательных траекторий через расширение вузовской компоненты в образовательном контенте (увеличение количества ЗЕТ на вузовскую компоненту), — подчеркнул профессор АлтГУ. — Это позволит учитывать специфику региона, трансформацию состояния экономики и реальные потребности рынка труда.

Важным элементом новой модели российского образования эксперт назвал взаимодействие с университетами-партнерами стран Центральной Азии, Китая, Индии.

С полной версией выступления Евгения Аничкина в Алтайском краевом Законодательном собрании можно ознакомиться на сайте «За науку»

поделиться
Связано с разделами
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
https://www.asu.ru/?v=sw0