Чтобы поделиться опытом создания 3D-моделей и использования других цифровых технологий, на сессии в АлтГУ в онлайн-формате собрались эксперты Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р. Кызласова, Музея археологии и этнографии Алтая АлтГУ, Музея истории, археологии и этнографии Института истории и права Хакасского госуниверситета им. Н.Ф. Катанова, Учебно-экспериментальной лаборатории информационных систем инженерно-технологического института ХГУ, Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина, музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета, Музея института археологии и этнографии СО РАН.
Директор Музея археологии и этнографии Алтая АлтГУ Ярослав Фролов презентовал коллегам сайт виртуального музея «Большой Алтай — прародина тюрков», на котором уже доступны несколько десятков 3D-моделей артефактов из семи музеев Сибири и Казахстана. Это каменные изваяния, оружие, предметы декоративно-прикладного искусства и украшения. Благодаря технологиям визуализации, предметы удобно рассматривать в многократном увеличении, перемещать и изучать в разрезе. Они адекватно отражают пропорции даже при вращении, а также свойства материала.
По словам Ярослава Фролова, задача виртуального музея «Большой Алтай — прародина тюрков», созданного в АлтГУ в рамках проекта «Тюркский мир Большого Алтая», — облегчить доступ специалистов к археологическим памятникам тюркского времени и в будущем стать научно-образовательной онлайн-площадкой, где будет в комплексе представлено богатое историко-культурное наследие тюркских народов Большого Алтая.
- С. Бондаренко производит съемку методом фотограмметрической съемки в Музее археологии и культурного наследия Алтая ВКУ
Фотограмметрическую съемку предметов для музея «Большого Алтая» выполнял директор Центра информационных технологий Алтайского государственного аграрного университета Сергей Бондаренко. Он поделился опытом применения цифровых технологий в изучении и реставрации предметов. Так, 3D-модель позволяет сделать развертку поверхности сосуда. Развертка нужна, когда узор на поверхности сохранился с утратами, и трудно понять соотношение между рисунком и фоном. 3D-визуализация также дает возможность проверить тот или иной вариант реставрации керамических сосудов: осколки можно сопоставить прямо на модели. Кроме того, компьютерные технологии помогают «прочитать» наскальные рисунки в тех случаях, когда это недоступно человеческому глазу в полной мере.
Хакасия — один из первых регионов Сибири, где стали использовать 3D-технологии в работе с археологическими материалами. По словам заведующего учебно-экспериментальной лабораторией информационных систем ХГУ им. Н. Ф. Катанова Дмитрия Яковлева, на базе лаборатории открыт учебный проект по созданию 3D-моделей археологических артефактов. В проекте участвуют студенты и школьники, в том числе учащиеся образовательного центра «Сириус». Уже сейчас выполнено около 30 цифровых копий – пока что их нет в свободном доступе, однако специалисты готовы поделиться результатами работ с коллегами из АлтГУ. Запуск платформы с виртуальными артефактами крупных археологических комплексов Хакасии (Оглахтинская крепость, курган «Барсучий лог») планируется в начале лета 2022 года.
Сотрудники Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова поделились с коллегами опытом создания виртуальной экскурсии по Салбыкскому кургану, одному из самых крупных археологических памятников Среднего Енисея. По словам главного научного сотрудника Хакасского национального краеведческого музея Евгения Данькина, представить результаты археологического исследования массовой аудитории — довольно сложная задача. Поэтому сотрудники музея создали виртуальную экскурсию по Салбыкскому кургану на базе шлема виртуальной реальности Oculus Quest. Человек в VR-шлеме видит реконструкцию быта представителей тагарской культуры, к которой относится памятник, и процесс строительства кургана. Экскурсия напоминает компьютерную игру, но без конечного результата: много живых персонажей, с помощью контроллеров можно «брать» предметы руками.
VR-технологии становятся инструментом популяризации археологии, особенно среди молодых людей, — считает 3D-дизайнер Центра информатизации и новых технологий Республики Хакасия Денис Береженко. Сейчас он работает над проектом визуализации Боярской писаницы – большого фриза с наскальными рисунками, памятника тагарской культуры.
Еще одна новая технология, о которой шла речь на сессии IT-специалистов из университетских музеев, — использование дронов. Заведующий кафедрой экономической географии и картографии Института географии АлтГУ Евгений Крупочкин представил опыт использования беспилотной съемки в археологических исследованиях. Результат работы можно увидеть на сайте виртуального музея центра «Большой Алтай» — это 3D-модель археологического комплекса в долине реки Сентелек. «Урочище Балчикова-3» — единственный крупный комплекс разновременных памятников, включающий «царский» курган пазырыкской культуры, в районе северных предгорий Алтая.
— Съемка с беспилотного дрона позволяет создать информативную объемную карту большого археологического комплекса, — рассказал Евгений Крупочкин. — Его масштаб и особенности (например, в упомянутом памятнике некоторые насыпи скрыты почвенным слоем) становятся более очевидными на 3D-карте.
— Взаимодействие исторических наук и цифровых технологий, — отметил в завершение сессии заместитель руководителя НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», профессор АлтГУ Сергей Грушин, — открывает дополнительные возможности для исследования и демонстрации археологических объектов. Потенциал этого сотрудничества довольно большой – в музеях Алтайского края и соседних регионов хранятся интересные археологические материалы, которые ещё ждут своего воплощения в 3D-формате. Цифровизация делает археологическую историю более наглядной и создает объемную цветную картинку – в результате детали тюркского мира проступают все более отчетливо.