Туркестано-Сибирская железная дорога стала одним из центральных экономических проектов Советского Союза 20-х гг. ХХ в., наряду с Днепростроем и Волго-Донским каналом. Решение о ее строительстве было принято 3 декабря 1926 года Советом труда и обороны СССР. Главной целью строительства новой железнодорожной магистрали было обеспечение более короткой транспортной связи Сибири со Средней Азией для динамического развития межрегиональных экономических контактов. Работы развернулись одновременно с севера и юга навстречу друг другу – от Семипалатинска и от станции Луговой. Были созданы два управления строительства Северное и Южное. 25 апреля 1930 года сомкнулись рельсы Турксиба. Экономический эффект ввода в эксплуатацию новой железнодорожной линии был существенным. Она способствовала значительному росту экономики и социальной сферы Казахстана и Среднеазиатских республик. С ней напрямую связано развитие хлопководства в СССР. Турксиб известен как школа российского железнодорожного строительства. Дорога сооружалась по проекту и под руководством советских инженеров, трудом рабочих, представляющих многие национальности страны. Здесь прошли хорошую профессиональную выучку и выросли замечательные инженерные кадры.
Цель Конференции – обсуждение вопросов, связанных с изучение различных аспектов истории строительства и эксплуатации Туркестано-Сибирской железной дороги, ее роли для экономического развития центральноазиатского региона и России.
К участию в Международной научной конференции «Индустриальное строительство в Центральной Азии: историческое значение для региона (к 90-летию со дня открытия Туркестано-Сибирской железной дороги)» приглашаются ученые-историки, обществоведы, экономисты и юристы, магистранты, аспиранты, молодые исследователи.
На Конференции предполагается обсуждение следующих вопросов:
- Итоги, перспективы и источниковые ресурсы изучения индустриализации в центральноазиатских республиках и истории Туркестано-Сибирской железной дороги.
- Развитие Центральной Азии в доиндустриальный период.
- Индустриализация и Турксиб: динамика экономических процессов в советской Центральной Азии.
- Органы власти и управления в период индустриализации советских центральноазиатских республик.
- Человек в условиях индустриализации.
- Вопросы подготовки инженерных, рабочих и железнодорожных кадров в период индустриализации.
- Турксиб как условие формирование транспортных коммуникаций и инфраструктуры республик советской Центральной Азии.
- Роль Турксиба в реализации национальных целей и стратегических задачах развития республик постсоветской Центральной Азии.
В программе Конференции – пленарное заседание, секционные заседания, которые будут проходить в оф-лайн и он-лайн формате.
До работы конференции планируется издание сборника трудов, индексируемого Российским индексом научного цитирования (РИНЦ). Статьи, отражающие основное содержание доклада, представленного на конференции, следует направить на электронный адрес Оргкомитета – iulia_199674@mail.ru в срок до 24 октября 2020 г. Публикация в сборники бесплатная. Оргкомитет оставляет за собой право отбора материалов для публикации.
Контактные данные:
Электронный адрес Оргкомитета – iulia_199674@mail.ru
Телефоны: 89069661574 – Лысенко Юлия Александровна.