Социальные сети настолько плотно вошли в нашу жизнь, что порой заменяют живое общение. Этот сегмент виртуальной реальности активно используется для самопрезентации, самоутверждения, демонстрации ресурсов и потенциалов, а также нередко становится площадкой для выяснения отношений пользователей.
Чтобы узнать, как избежать интернет-конфликтов и не допустить их перехода в конфликты реальные, мы обратились к заведующему кафедрой социологии и конфликтологии, кандидату социологических наук, доценту Виктору Нагайцеву.
— Иногда конфликты пользователей в социальных сетях заходят слишком далеко, а ситуацию решать все равно как-то нужно. Советы родных, друзей, никакие другие меры и способы уже не действуют. В таком положении необходима помощь специалистов, например конфликтологов. Конфликтолог — это человек, помогающий другим людям решать свои конфликты. Практикующих специалистов этого профиля в нашем регионе пока не более двух десятков, — отметил Виктор Валентинович.
Виктор Нагайцев дал пять рекомендаций по профилактике конфликтных ситуаций в социальных сетях.
- Придерживайтесь в сети тех же правил и принципов поведения, которым вы следуете в реальной жизни. Воздержитесь от оскорблений, провокаций, угроз и клеветы, уважайте мнение других участников беседы, высказывайте исключительно конструктивную критику. Помните, что за высказывания в Интернете могут привлечь к ответственности.
- Уважайте личность и личные данные других людей. Не пересылайте полученную информацию без предварительного разрешения ее отправителя. Это также относится к загрузке и пересылке фотографий и видео, на которых присутствуют другие люди. Перед пересылкой таких файлов обязательно спросите разрешения у людей, изображенных на них.
- Цените время и занятость других людей. Информация в социальных сетях может распространяться в считанные секунды и без существенных усилий. Никто не хочет без необходимости тратить время на сообщение, основной смысл которого находится в самом конце или не имеет смысла, — это отнимает время, силы и просто раздражает. Уважение к времени и занятости других людей также является формой профилактики конфликта.
- Старайтесь избегать словесных войн: сообщений, содержащих агрессивную личную критику или нападки. В групповых чатах жаркие дискуссии часто перерастают в конфликты. Если вы стали участником такой дискуссии, лучше как можно скорее из нее выйти. Всегда помните, что к другим нужно относиться так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. В Сети не допускается ненормативная лексика. Никогда не прибегайте к оскорблениям. Если ваш оппонент оскорбляет вас — не отвечайте ему тем же самым. Ведите общение деловым образом. Старайтесь высказываться только по существу и не отвлекаться на другие темы. Никогда не реагируйте ни на какие личные выпады и оскорбления в ваш адрес — лучше всего вообще их игнорируйте.
- Разберитесь с правилами конкретного сетевого сообщества. Конфликтные ситуации по-разному интерпретируется в разных сообществах. В новой для вас социальной сети лучше сначала осмотреться и сориентироваться. Разберитесь, как общаются пользователи этого сообщества.
— Без зла не поймешь добра. Без конфликта не осмыслишь человеческого общения. Мир без конфликтов так же нереален, как воздух без ветра. Не думаю, что мы доживем до времени, когда конфликтов совсем не будет. Но необходимо, чтобы конфликты созидали, а не разрушали! Чтобы люди и различные социальные сообщества стали «взрослыми» и мудрыми! И все чаще применяли научные знания для решения своих конфликтов, — подытожил Виктор Нагайцев.