Экономисты АлтГУ разработали стратегию развития для мараловодческого бизнеса на Алтае

12 ноября 2021 МИЭМИС
Эксперты МИЭМИС приступили к реализации крупного маркетингового проекта для мараловодческого хозяйства из Алтайского края. Исследование проводится в рамках стратегического проекта «Устойчивое развитие территорий Алтая в трансграничном пространстве», который входит в программу стратегического развития Алтайского государственного университета «Приоритет — 2030».

Маркетинговый проект ученых МИЭМИС заключается в исследовании рынка мараловодческой продукции и разработке стратегии маркетинга для крупнейшего мараловодческого хозяйства Алтайского края и третьего по поголовью в России — ООО «Гея». Компания производит пантопродукцию под брендом «Белый марал». 

Напомним, один из стратегических проектов программы академического лидерства «Приоритет — 2030», в которой участвует АлтГУ, посвящен проблеме здоровьесбережения. Здоровьесбережение стало важным трендом в обществе и получило активную поддержку со стороны государства через национальные проекты. Рога алтайского марала (панты) используются по всему миру как в чистом виде, так и для изготовления оздоравливающих пищевых добавок, продуктов функционального питания для спортсменов, а также косметических средств.

Командой МИЭМИС проведен глубокий анализ отечественного и мирового рынка продукции пантового мараловодства, выработаны стратегии работы по разным рынкам продукции и услуг, а также разработаны предложения по ребрендингу линейки выпускаемой продукции и туристических продуктов.

Кто покупает панты марала?

85–90% продукции мараловодства России производятся на Алтае. По оценкам специалистов, мировой рынок функционального питания оценивается в десятки миллиардов долларов США. Крупнейшим рынком пантопродукции в мире являются потребители Китая и Кореи. Жители этих стран закупают более 200 тонн сырья ежегодно, производя из них различную продукцию для внутренних и внешних рынков. Что важно — из России рога продаются по 310–340 долларов за килограмм, а после переработки один килограмм рогов в виде препаратов стоит в Корее уже 1000 долларов и больше. Для нашей страны основной сбыт — это экспорт сырья.

Проблема заключается в том, что российский рынок пантопродукции развит довольно слабо, а производством качественной функциональной продукции практически никто не занимается. Коронавирус и глобальные локдауны внесли свои коррективы — работать с экспортом стало сложнее, а спрос на оздоравливающую продукцию на внутреннем рынке — вырос. Для производителей функциональной продукции из пантов марала пришло время для обновления линейки продукции и услуг.

Современное мараловодческое хозяйство — это целая экосистема, в которой пант марала проходит полный «жизненный цикл»: от рождения на пастбище олененком до срезки, переработки и использования в препаратах или процедурах. Маркетинг для такого хозяйства — сложная система, базирующаяся на нескольких ключевых продуктах.

Оптовые поставки за рубеж, как правило, организованы по сложившейся годами традиции: покупатель, чаще всего, из Южной Кореи, приезжает к поставщику из России, и оценивает на месте качество продукта. Все коммуникации и работы проходят через фирмы-посредники. Конкуренция здесь строится по цене и наработанной базе заказчиков. На розничном же рынке пантопродукции — законы традиционные, играют важную роль цена, упаковка, продвижение, удобная система покупки.

На маркетплейсах России представлено более 350 различных типов продукции — БАДы в виде капсул, таблеток, порошков, косметическая продукция — кремы, маски, функциональное питание для спортсменов и продукция «с добавлением панта марала» — всё от меда, сыра и шоколада до чая. Высоким спросом пользуется мясо марала — в заморозке и полуфабрикатах. «Гея» и ее «Белый марал» от рынка не отстают. Они были одними из первых, кто вышел с пантопродукцией на отечественные рынки. Однако дизайн и тренды не стоят на месте, визуальная часть упаковки сегодня выглядит архаично.

Как «Пантовый Алтай» поможет мараловодческим хозяйствам?

В последние годы возрос спрос на отдых на маральнике. Традиционно туда приезжали целенаправленно на лечение и за процедурами. «Пантовые ванны» — известная и популярная оздоровительная процедура. Сегодня аудитория отдыхающих расширилась — уединенный отдых в предгорьях Алтая очень востребован, и внутренний турпоток существенно вырос.

Мараловодческому хозяйству необходимо обновить линейку функциональных продуктов из панта марала и вывести на рынок новые туристические продукты и услуги. Для этого команда проекта предлагает инициировать проект «Пантовый Алтай» как основу оздоровления и организации современного отдыха.

Для продвижения на туристическом рынке экономисты АлтГУ разработали три ключевых туристских продукта с понятными коммуникационными образами:

  • «Белый марал Health» (лечение на территории маральника, пантовые ванны). Аудитория: пенсионеры, люди, целенаправленно приезжающие лечиться.
  • «Белый марал Relax» (уединенность базы и упор на спа, прогулки по терренкурам, экотуризм, автотуризм). Аудитория 25–50, с детьми, желающие отдохнуть от большого города, с вылазками в «дикую природу» и активностью, но не желающие расставаться с комфортом размещения.
  • «Белый марал Wild» (кемпинги, активный и экстрим отдых, сплавы, квадроциклы). Аудитория 25–50, любят активный отдых, не любят скопление людей в санаториях и отелях, хотят более «дикого отдыха» — в кемпингах и глэмпингах. Для них подойдет рыбалка, сплавы, продолжительные конные прогулки и прочие активности.

Перспективы пантового проекта АлтГУ

Впереди у исследователей МИЭМИС — большой пласт работы по тестированию предложенных решений и их внедрению, выводу на российские и зарубежные рынки. Для региона — это важный шаг к переходу от «сырьевых» финансов к глубокой переработке и высокотехнологичному производству, что обеспечит создание новых рабочих мест, привлечет дополнительные инвестиции. Учитывая имеющийся потенциал, такие проекты могут стать драйвером роста не только частного бизнеса, но и региона в целом.

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0