Юристы АлтГУ создают Центр прикладных исследований авторского права в образовательной среде

25 октября 2022 Управление информации и медиакоммуникации

Преподаватели юридического института Алтайского государственного университета — доцент кафедры гражданского права Дмитрий Пятков, старший преподаватель кафедры Андрей Серебряков — и студентка юридического института Маргарита Пяткова работают над проектом «Создание образовательной инфраструктуры в целях формирования актуальных юридических и цифровых компетенций педагогических работников и обучающихся в странах ЕАЭС», который поддержан по «Программе Приоритет 2030».

Проект крупный, его ядро — массовый открытый онлайн-курс «Авторское право для преподавателей и студентов в цифровую эпоху» на Открытом образовательном портале. Созданы и работают паблики в социальных сетях, сопровождение в мессенджерах. Выходят лекции на YouTube и Rutube.

Главная задача — научить грамотно использовать чужой контент, а также защищать свои научно-исследовательские работы. В июне прошла первая волна обучения в рамах онлайн-курса, его завершили 37 студентов АлтГУ, колледжа АлтГУ, АГАУ, а также студенты и магистранты из Якутии и Москвы. Вторая волна обучения стартовала в начале октября.

Руководитель проекта Дмитрий Пятков отмечает:

— Научная составляющая проекта оказалась способной составить конкуренцию образовательному (педагогическому) направлению нашей работы. Мы не можем пересказывать только чужой опыт и передавать только чужие знания, хотя бы потому, что по многим вопросам проекта этих знаний и опыта либо нет, либо они носят дискуссионный характер. Мы подумали, почему бы не обратить все это на пользу проекту — использовать научные разработки не только для формирования учебного контента, но и для продвижения курса, рекламы, популяризации проекта и его идей. Вот почему мы решили основать «Центр прикладных исследований авторского права в образовательной среде». Его задача — исследование, анализ, обсуждение широкого спектра вопросов авторского права. А в дальнейшем результаты исследований будут превращаться в учебный контент нашего курса или получат новую жизнь в качестве перспективных научных разработок, законопроектов, рекомендаций вузам, преподавателям, студентам».

Пока это неформальное объединение, не включенное в структуру университета. Но есть люди, готовые думать, обсуждать и рассказывать об авторском праве в образовательной среде, — отмечают авторы проекта.
У команды проекта уже есть первый опыт приложения интеллектуальных усилий к практической деятельности в образовательной среде. Они стали участниками конкурса Алтайского краевого законодательного собрания «85 законотворческих инициатив». Юристы АлтГУ предложили заявку «Проблема законодательного признания прав педагогических работников на произведения, созданные обучающимися». К ней прилагается сам проект федерального закона, который алтайские депутаты могли бы предложить как законодательную инициативу для федерального парламента.

Мы полагаем, что у преподавателя должна быть безвозмездная простая неисключительная лицензия на творчество ученика. Разумеется, речь идет о произведениях, создаваемых под непосредственным руководством преподавателя. Разумеется, авторские права самого ученика сохраняются за ним.

Подразумевается, что произведение может оказаться общим творением преподавателя и обучающегося, то есть результатом соавторства. Проблема только в том, как отличить соавторство от всякого рода содействий, которые являются важным фактором успешной интеллектуальной деятельности ученика. Наш проект нацелен на создание третьего, промежуточного, состояния, когда преподаватель не получает прав автора, но может свободно использовать произведение ученика в учебном процессе, — отмечает Дмитрий Пятков.

Дмитрий Валерьевич привел пример из практики. Студентка Анастасия Коломеец, выполняя домашнее задание, предложила решение, которое при незначительной доработке можно использовать как учебное пособие. На основе собранной информации о «гонораре успеха» в современной практике оказания юридических услуг сделала таймлайн (лента времени) с помощью ментальной карты. Но возникли вопросы: есть ли у преподавателя право делиться ссылкой Анастасии со студентами? Является ли эта лента времени объектом авторского права, если учесть, что она предложена в качестве ответа на задание преподавателя, является частью этого ответа, выполнена не просто по заданию, а с соблюдением параметров, заданных преподавателем в общей форме, с учетом примера им предложенного? Надо ли спрашивать у Анастасии согласие на такое раскрытие информации, не является ли совершенное преподавателем действие обнародованием произведения, что вправе делать автор? И многие другие. В законопроекте авторы попытались разрешить возникшие все разом и лаконично, так, чтобы они даже и не возникали, никого не отвлекали от основного творческого процесса.

Двери Центра открыты для всех желающих разобраться в хитросплетениях авторского законодательства, повысить свою подготовку в этой сфере. Пока он работает онлайн на площадках в Телеграме и ВКонтакте.

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0