Энтомолог Роман Яковлев рассказал о результатах научной работы на amic.ru

21 февраля 2023 Ред сайта по материалам amic.ru
Фото: Екатерина Смолихина / amic.ru

Профессор кафедры экологии, биохимии и биотехнологии АлтГУ, ученый с мировым именем Роман Яковлев дал интервью порталу amic.ru

Ученый рассказал о своем пути в науку.

— По образованию я врач. Мои родители тоже медики, они настояли на том, чтобы я поступал в медицинский университет. Однако ещё в детстве с отцом я читал много природоведческой литературы, тогда же проявился интерес к насекомым и их коллекционированию. С годами у меня проснулся научный интерес, и я стал заниматься изучением насекомых профессионально. До этого, правда, как и настаивали родители, окончил медицинский университет и несколько лет работал детским психиатром. Параллельно занимался наукой и защитил кандидатскую диссертацию в университете по биологической тематике. Темой моей кандидатской были дневные бабочки Алтайской горной страны. Сейчас я специализируюсь на семействе ночных бабочек, древоточцах, которых более тысячи видов.

Профессор остановился на citizen science, «гражданской науке», которая помогает непрофессионалам сделать науку своим хобби. В других странах это гораздо больше распространено, однако и в России сейчас, по оценке Романа Яковлева, наблюдается бум любителей энтомологии.

Говоря о прикладной пользе энтомологии, ученый пояснил, что исследования помогают определить вред, который причиняют некоторые виды бабочек, и защитить растения. Энтомология полезна для медицины — насекомые переносят огромное количество болезней. Кроме того, изучение насекомых помогает в изучении климата.

— Насекомые — это хороший индикатор, который позволяет судить о состоянии окружающей среды и климатических изменениях.

Поле для исследований бабочек огромное. Профессор Яковлев описал более 300 видов бабочек и собрал коллекцию из 25 тысяч бабочек, всего же в мире существует около четверти миллиона видов. Однако в музеях разных стран мира огромное количество необработанных объектов.

— Однако открытие новых видов — не главная цель энтомологов, — подчеркнул ученый. — Может это звучит круто, но нам гораздо важнее понять происхождение того или иного вида, той или иной фауны.

Роман Яковлев рассказал о своей первой научной экспедиции.

— Одна из первых поездок у меня была в 16 лет вместе с профессиональным энтомологом из Барнаула Юрием Евгеньевичем Перуновым, который очень помог мне советами. Его я считаю своим учителем. Тогда мы побывали в Шебалинском районе Республики Алтай и эта экспедиция была очень важной для моего становления как энтомолога. Тогда было сложно найти специальные книги, не говоря уже о специальных энтомологических булавках и другом оборудовании для сбора насекомых. У меня всегда было стремление не просто коллекционировать бабочек, а находить какую-то новую информацию, одним словом — заниматься исследовательской работой. В 16 лет я даже и мечтать об этом не мог. Только в начале нулевых, когда устроился работать в АлтГУ, у меня появилась возможность ездить в отдалённые страны и заниматься энтомологией профессионально.

Ученый АлтГУ рассказал, как устроена система поддержки ученых, о важности грантовой работы и о том, как университет сейчас поддерживает ученых.

— Профессионально заниматься наукой стало очень дорого. Например, в АлтГУ специально для нужд нашей научной группы приобрели новый микроскоп, который стоит сейчас около 5 млн рублей. Самостоятельно такое оборудование, как вы понимаете, невозможно купить. Сейчас исследования проходят на гораздо более высоком уровне, чем раньше.

Зарабатывать в науке сложно, подчеркнул Роман Яковлев:

— Только последние 6-7 лет я начал получать достойную зарплату за свою научную деятельность. Заниматься наукой очень азартно. Хочется быть первым и быть лучшим. Это крайне динамично развивающаяся сфера. В ней можно прекрасно себя реализовать. Никто из серьёзных учёных не нищенствует. Можно торговать на рынке, а можно примерно за эту зарплату, к сожалению, быть доцентом в университете. Однако у нас чёткая система: чем больше научной деятельности у тебя — тем больше зарплата. На одну ставку не проживёшь, но, занимаясь наукой, публикуясь в авторитетных изданиях, на хлеб с маслом можно заработать.

Ученый анонсировал большую монографию о бабочках Ирана, которую готовит вместе с немецкими и иранскими коллегами. Книга будет опубликована через пару недель.

Отдельно Роман Яковлев остановился на научных экспедициях. Самыми яркими он назвал командировки в Перу и Монголию, а всего с научными целями посетил 34 страны.

— Я, конечно, люблю путешествовать, но перебора с экспедициями быть не должно. Рискуешь не успеть обработать все материалы, — подчеркнул ученый.

Сейчас он планирует поездку на Памир в Таджикистан и занимается созданием депозитария в Алтайском университете, если поддержка моего проекта будет поддержана в рамках программы «Приоритет 2030», то через 10 лет в нашем вузе будет лучшая коллекция насекомых среди университетов, находящихся в азиатской части России.
Апрель 2024