Механизмы внутренней оценки эффективности (мониторинг качества реализации) инновационного образовательного проекта
В качестве ведущих механизмов внутренней оценки эффективности проекта выступают мониторинг и оценка. Мониторинг включает отслеживание хода реализации проекта и изменение его плана при необходимости.
Цели и задачи проведения мониторинга:
- формирование объективной оценки хода реализации проекта;
- своевременное принятие обоснованных решений по корректировке плана реализации проекта;
- повышение качества планирования в проекте.
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:
- регулярный мониторинг отклонения фактических (прогнозных) показателей проекта: сроки, затраты, ресурсы (человеческие ресурсы и материально-технические ресурсы);
- определение причин (факторов), повлиявших на возникновение отклонений;
- анализ возможных рисков и проблем проекта;
- разработка мероприятий по реагированию на риски и решение проблем.
Критерии внутренней оценки эффективности проекта:
- сформированность у студентов исследовательского типа мышления;
- сформированность у студентов системного мышления;
- способность устанавливать межнаучные и междисциплинарные связи между различными областями научного знания;
- способность видеть целостный характер изучаемых процессов и явлений;
- готовность к работе с одаренными школьниками;
- готовность к осуществлению образовательного процесса в классах с углубленным изучением предметов и профильных классах;
- мотивационная готовность к обучению по индивидуальной образовательной траектории;
- готовность к проявлению субъектной позиции в личностном и профессиональном развитии;
- готовность к профессиональному самоопределению и самореализации;
- готовность действовать в ситуациях выбора;
- степень удовлетворенности студентов процессом обучения по программе бакалавриата (магистратуры);
- степень удовлетворенности студентов качеством обучения;
- степень соответствия содержания образовательных программ, фондов оценочных средств, рабочих программ целевым ориентирам проекта;
- сформированность у преподавателя инновационного профессионально-педагогического мышления;
- способность преподавателя учитывать особенности университета как образовательного учреждения классического типа и драйвера инновационных преобразований в регионе в проектировании и реализации содержания вузовского образования;
- степень владения преподавателем инновационными образовательными технологиями;
- готовность преподавателя к сотворчеству со студентом;
- способность преподавателя включать адаптированные результаты своей научно-исследовательской деятельности в содержание процесса обучения;
- способность преподавателя организовывать образовательный процесс в рамках индивидуальной образовательной траектории/
В проекте используются следующие виды мониторинга:
- мониторинг учебной деятельности студентов;
- мониторинг научно-исследовательской деятельности студентов;
- мониторинг уровня профессионально-личностного развития студентов;
- мониторинг удовлетворенности студентов качеством образования и условиями обучения;
- мониторинг научно-исследовательской деятельности преподавателей;
- мониторинг деятельности преподавателей.
Предполагается использовать следующие виды оценки:
- оценка соответствия проекта существующей ситуации (логике проекта, удовлетворенности заинтересованных сторон, направлений развития в будущем, финансирования);
- оценка влияния проекта (ожидаемые и непредвиденные результаты);
- оценка операционной результативности (институциональной результативности, результативности процессов, оптимальности использования ресурсов).