Воспоминания Натальи Ивановны Глушаниной

Короткую, и в то же время бесконечно долгую историю и жизнь филологического факультета, ровесника АлтГУ, надо «писать и описывать заново». Предлагаем вам историю факультета, рассказанную человеком, который ее, эту историю, непосредственно делал – Н.И. Глушаниной, старшим преподавателем кафедры русской и зарубежной литературы и выпускницей этого факультета первого набора (1973–1978 гг.). Наталья Ивановна прошла путь от лаборанта кафедры русской и советской литературы до заместителя декана и заместителя председателя Ученого совета факультета. Ей слово:

– Филологический факультет прошел довольно трудный и сложный путь. Он был открыт вместе с университетом в 1973 году. Начинался с одной кафедры – русского языка и литературы, которую возглавляла ныне покойная профессор Ида Александровна Воробьева. В то время преподавателей было немного, в числе тех, кто пришел на первый курс к первым студентам, были Ирина Михайловна Камова, преподававшая первокурсникам латынь, Любовь Алексеевна Музюкина, которая вела орфографию, Людмила Ивановна Журова... Сама Ида Александровна вела спецкурсы. Преподавателей литературы было мало, пожалуй, только Павел Федорович Маркин и несколько почасовиков.

На втором году существования факультета была создана кафедра литературы, которую возглавил тоже ныне покойный Владимир Дмитриевич Морозов. Появились молодые преподаватели – Владимир Дмитриевич работал в настоящем «цветнике». Все были заняты интересной работой: разрабатывали новые курсы, учили молодежь.

Молодые, перспективные...

Студенты 70-х и преподаватели очень тепло относились друг к другу, студенты умели понимать житейские проблемы преподавателей. В то время многие курсы шли «с колес» и были не совсем доработанными, но студентов это мало огорчало, так как наставники вызывали у них тихий восторг. Потом, позднее, на кафедру пришла С.М. Козлова, которая, к общей радости тогдашних третьекурсников, вскоре защитилась. Становление кафедры было очень трудным.

Приятные перемены происходили и на кафедре лингвистики, тогда еще единственной. На втором году существования факультета пришел Николай Данилович Голев. Молодой перспективный ученый сразу взялся за пополнение студенческих голов новыми знаниями.

Так постепенно факультет рос и развивался. Сегодня вместо этих двух «материнских» кафедр – семь: три кафедры лингвистики, две – литературы, а также кафедры журналистики и связей с общественностью.

Истинно филологические традиции

Работа на кафедрах филологического факультета всегда была проверкой на прочность. Много людей прошло через факультет, многие ушли, так как не всегда получали желаемый моральный и материальный отклик. По сути дела, за 25 лет сформировалось преподавательское ядро факультета – те, кто пришел и остался: Светлана Михайловна Козлова, Дина Ивановна Мещерякова, которая перешла с кафедры иностранных языков, Ольга Геннадьевна Левашова, начинавшая в качестве лаборанта, Ольга Ивановна Бузиновская и многие другие.

Сегодня пришло много молодежи и есть надежда, что они продолжат традиции факультета. В научном плане они уже сейчас выступают явными наследниками этих традиций, но вот по части жизненной активности... Хотелось бы, чтобы ее было больше.

В первые годы на факультете было 3 группы, 75 человек и было развито близкое академическое общение. Хотя студентам 70-х и не приходило в голову искать дружбы с преподавателями, так как последние были заняты, а первые не чувствовали себя вправе посягать на их свободное время. В этом смысле нельзя не восхититься поведением студента сегодняшнего. Как вам такой пример? Открывается дверь на кафедру, в щель просовывается голова студента и, равнодушно окинув взглядом присутствующих «старших по званию», заключает: «Здесь никого нет»... Ни «здрасьте», ни «до свидания». Ну, это, конечно, случай единичный (надеюсь).

От студента до преподавателя – один шаг

Филологини по-прежнему отличаются от остальных (как выяснилось, синяками под глазами от бессонных ночей за книгами). Раньше вышеприведенное поведение было недопустимо, так как первые преподаватели были воспитанными и строгими, а потому студентов равняли на вежливо-сдержанное отношение к себе и друг к другу. Воспитание и обучение этикету шло и на лекциях, и на кураторских часах. Все это были выпускники Томского университета, принесшие оттуда традицию дистанционного общения. Общение шло, как бы это выразиться, «по вертикали», хотя это порой не очень нравилось студентам.

Но не надо думать, что общение преподавателей и студентов заключалось только в этом. В разное время оно было разным. Был период, когда в обязанности кураторов входило посещение студенческого общежития. Естественно, что это напрягало обе стороны. Представьте себе, вы только что пришли с занятий, сгрудились вокруг единственной на комнату сковороды с картошкой, а тут распахивается дверь, а на пороге преподаватели... «Не ждали!» Таким образом выясняли моральную и психологическую обстановку «на местах».

Молодые, талантливые...

Тогда же по инициативе преподавателей и студентов устраивались литературные вечера. Поэтическая, театральная жизнь била ключом. Были даже попытки издавать альманахи. Именно с таких вечеров начались такие известные в нашем городе люди, как Наталья Николенкова, Фарида Габдраупова и многие другие. Такое общение было необходимо, дарования выплескивались через край. Бывало 2–3 набора смелых и серьезных, и тогда бурлила стенная печать, и не только, вся культурная жизнь была на подъеме. Когда с факультета ушли Бузиновский, Зюзин и другие таланты, наступило затишье, придется ждать новых «звезд», так как искусственно возродить все, что было ими создано, невозможно.

На факультете многие пишут, и не только на старших курсах. А для того, чтобы студенты могли свободно творить, нужно участие их наставников. В этом году с факультета «ушло» 14 ставок, сейчас преподаватели работают на одну ставку, а это не вызывает особого энтузиазма и желания заниматься организацией внеаудиторного общения со студентами. При этом надо оценить героизм преподавателей, так как факультет минимально сократил часы. В этих экстремальных условиях высшая школа пытается сохранить традиции, без которых не мыслим филологический факультет.

Самое интересное, что пишут не только филологи. Были случаи, когда литературные творения приносили на «экспертизу» с естественных факультетов. Скоро планируется провести пушкинский вечер, отсылающий к практике вечеров, посвященных поэтам «серебряного века», организованных когда-то Диной Ивановной Мещеряковой. Это были интересные университетские вечера... Степень одаренности студентов определяет эмоционально-эстетическую жизнь факультета. Может быть, пользуясь инициативой студентов, можно было бы возродить театр, если найдутся в наших группах стригуновы и зюзины, на которых он раньше держался. Хотя, глядя на студентов, сдающих экзамены, появляется надежда на то, что талантами факультет не оскудел, сильно уж зрелище впечатляющее.

Была на факультете академическая традиция, испытанная десятилетиями, к которой, по решению Ученого совета, в этом году факультет возвращается. Это традиционная форма вступительного экзамена по филологии – сочинение. Те из преподавателей, кто близко контактирует со школой, жалуются, что школьники совсем не читают классику. Подрастает поколение прагматиков, рассуждающее примерно следующим образом: «Не надо? Не буду!» И падает и без того не высокая культура общения с текстами. Права Светлана Михайловна Козлова, считающая, что культура не терпит обрывов. Если в процессе накопления культурных знаний возникает зияние, восполнить его потом практически невозможно.

Современная филология

Сегодняшнее поколение студентов-филологов, более свободное от рамок и стереотипов, по сравнению с предыдущими, заслуживает большую похвалу хотя бы за то, что в такое странное и страшное время решилось пополнить ряды филологов, редко добивающихся высоких постов и больших заработков.

Записала Анна Лебедева
«За науку», № 26, 1998
https://www.asu.ru/?v=sw0